Межэтнические столкновения на юге Республики Кыргызстан, в результате которых погибли по одним данным
сотни людей по другим более тысячи, требуют решительного и безотлагательного
вмешательства.
Причины, взорвавшие мирное течение жизни, подлежат тщательному и
объективному расследованию. Тем не менее, за пролитую кровь и искалеченные
судьбы тысяч людей, прямую ответственность несет Временное Правительство
Кыргызстана во главе с исполняющим обязанности президента Розой Отунбаевой.
То, что происходит в настоящее время в Ошской и Джалалабадской областях
Кыргызстана, требует незамедлительного
военного вмешательства, т. к. правоохранительные органы и армия
Республики Кыргызстан продемонстрировали не только свою беспомощность, но и
соучастие в отдельных эпизодах протекающей бойни.
Мы обращаемся к Организации Объединенных Наций с настоятельной просьбой о
вводе миротворческих сил в зону конфликта. Мы
обращаемся к правительству Республики Узбекистан и к Организации
Северо-Атлантического блока принять все возможные меры, вплоть до военного
вмешательства, с тем, чтобы обуздать распоясывавшихся молодчиков, учинивших
расправу над мирным населением.
Мы считаем, что ситуация, сложившаяся в Кыргызстане, требует
незамедлительного введения в действие международного механизма по принуждению к
миру, который в документах ООН определяется следующим образом: «Принуждение к
миру предполагает две формы: без использования вооруженных сил (экономические,
правовые, финансовые санкции) и с использованием вооруженных сил (ООН,
региональных организаций безопасности или коалиций стран) — так называемые
операции по принуждению к миру (peace enforcement operations).
Принуждение
к миру не предполагает согласия враждующих сторон. В ходе операций по
принуждению к миру вооружение и военная техника используются не только в целях
самообороны, но и по прямому назначению: для уничтожения военных объектов и
инфраструктур, вооруженных группировок (незаконных военизированных формирований,
бандформирований и т. п.), препятствующих локализации конфликта, его
урегулированию и разрешению. Подобные операции проводятся в рамках главы VII Устава ООН, предусматривающей принудительные
действия (меры), только с санкции Совета Безопасности ООН и под его контролем».
Мы также указываем на первостепенную роль территориальных анклавов
республик Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана в повышении конфликтогенности
ситуации в данном регионе и призывает вовлеченные стороны быстрее изыскать пути
окончательного правового урегулирования их статуса в период постконфликтного
миростроительства в Кыргызстане. Более того, нельзя игнорировать роль местных
общественных институтов, подобные махалла,
аксакалы и авторитетные лидеры
общественных объединений, в обеспечении мер, направленных на недопущение
перерастания споров в военные конфликты и ограничение масштабов последних, если
они все-таки возникли.
Мы надеемся на то, что события в соседней Киргизии станут предметом
глубокого изучения со стороны мирового сообщества. Нельзя допустить, чтобы
события, подобные рассматриваемому, сдетонировали и обернулись цепной реакцией.
13 июня 2010 год
Список лиц и организаций, поддерживающих и подписавших настоящее заявление:
1.
Экспертная Рабочая Группа – Узбекистан в лице Координатора Сухробжона
Исмоилова, Ташкент, Узбекистан. ЭРГ является общественным объединением десяти независимых
экспертов Узбекистана, интересующихся вопросами взаимодействия права и
общественных интересов, фундаментальных прав человека и свобод, верховенства
права, демократизации и свободной рыночной экономики.
2.
Камолиддин Раббимов – независимый политолог и эксперт, Сабле, Франция
3.
Баходир Узаков – независимый политолог, Гемерт, Нидерланды
Данное заявление открыто для присоединения со
стороны других представителей общественности, как в Узбекистане, так и за
рубежом. Пожелавших присоединиться к данному заявлению просим сделать это через
электронную почту Экспертной рабочей группы – xprtwg09@gmail.com или
электронную почту рассылки «Права человека в Центральной Азии» - hrca@mail.ru, HR-Uzbekistan@yahoogroups.com
Миротворческие
силы ООН (миротворческий контингент ООН) — вооружённые контингенты стран —
членов ООН, выделенные согласно Уставу ООН в целях предотвращения или
ликвидации угрозы миру и безопасности путём совместных принудительных действий
(военная демонстрация, блокада и т. д.), если меры экономического и политического
характера окажутся или оказались недостаточными. Решения о создании, составе,
использовании и финансировании миротворческих сил ООН принимаются Советом
Безопасности ООН. Стратегическое руководство осуществляется Военно-штабным
комитетом. Глава VII Устава ООН
озаглавлена: «Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов
агрессии». Глава VI посвящена
мирному разрешению споров. В Главе VII указывается,
когда Совет Безопасности может разрешить вооруженным силам принимать меры «для
осуществления его решений» в случаях угрозы миру, нарушений мира и актов
агрессии – Авторы
|