Часть II.
Полковник Броневский С.
Формально,
иссык-кульские киргизы считали себя уже российскими подданными, однако вскоре
они были завоеваны Кокандским ханством и лишь в 1840-х годах снова обращаются в
Россию за помощью. Инициатором был бужыский манап Боромбай.
Приведем одно из первых его писем. 1844 г.
Высокопочтеннейшему и
высокостепеннейшему князю, генерал-губернатору и всем почетным великим сардарям
Боромбай Бекмуратов свидетельствует премногое высокопочтение.
За сим покорнейше довожу
до Вашего сведения, что все киргизы (закаменных орд) уже несколько лет состоят
преданными его величеству государю... По сему поводу покорнейше просим Вас, если
можно, прибыв сюда воздвигнуть здесь город, это бы весьма хорошо было, потому
что здесь состоят в числе 10000 кибиток бугу-киргизов, сверх того несколько
тысяч кибиток сарыбагышцев, несколько тысяч солто киргизцев и еще зият
киргизцев. Все эти рода и волости находятся в окрестности Иссык-Куля, и все они
есть народ безначальственный, и потому существует между ними вражда и междоусобные
войны. Если бы здесь был учрежден диван (округ), то этого не было бы, и все они
находились бы в тишине и спокойствии. В здешних местах ни со стороны хоканцев (кокандцев),
ни же китайцев никто, прибыв сюда, ничего не в силах сделать. В заключение
всего зависит от Вас благосклонность и снисхождение. Писатель сего письма
Боромбай-Батыр Бекмуратов.
По поводу этого письма генерал-губернатору
Западной Сибири ответили из МИД России.
13
ноября 1844 г.
Милостивый государь,
князь Петр Дмитриевич! При отношении от 10 минувшего октября, Ваше сиятельство
изволили препроводить в Министерство иностранных дел присланную к Вам просьбу
от одного из биев дикокаменных киргизов Боромбая Бекмуратова о принятии его с
подвластными ему народом под покровительство России и дозволения отправить
особую депутацию к Высочайшему двору...
Из содержания сей
просьбы видно, что побудительной причиной к настоящему домогательству
означенных киргизов были происшедшие между ними и соседственными племенами
раздоры и несогласия; почему для оплаты и защиты в покровительстве России помянутый
бий и решился прибегнуть к нашему правительству с выше-изъясненной просьбой.
Конечно, если бы сии киргизы не были в таком отдалении от нашей линии, то
удовлетворение их желания не представляло бы особенного затруднения. Они могли
бы далее, в случае надобности переселиться в наши пределы и тем избавиться от
притеснений со стороны враждебных им племен. Но при тысячеверстном расстоянии
их кочевьев от ближайших даже к нам частей водворения Сибирского казачьего
войска, подобное принятие их в подданство и покровительство России по
невозможности подать какую-либо помощь, нисколько не обеспечило бы их
положения.
С
просьбами о покровительстве и принятии в подданство вскоре обратились к российским властям и манапы других
киргизских племен, в частности, от сарыбагышей — Джантай Карабеков.
10 сентября 1848 г.
Высокостепеннейшему, высокородному и величественному
главному начальнику нашему князю.
...Посылаю к Вам почетного моего человека бия Сартая
Джантемирова, всегда посылаемого мною во все стороны посланцем вместе с
Джалбою Атамбековым, сей последний в числе трех человек подведомственного мне
чеченовского рода Калджой Атимбеком захватили мятежника и хищного лжеца
Кенесару...
В
рассуждении Кенесары я много оказал услуг; во время первого пришествия его я
истребил у него 7000 человек, да и с моей стороны много погибло людей; во
время же второго его пришествия три дня держал его в осаде, не давая ему ухода
ни в какую сторону. После того прибыл к нам Ормон батыр и тогда по обращении
Кенесары в бегство, преследуя его, много истребили из его скопища, и в это
время трое родственников из подведомственных мне киргиз, захватив Кенесару,
представили к нам; тогда Кенесара сулил нам за выкуп себя по 60-ти верблюжьих
вьюков разного имущества и сколько угодно червонцев; но мы, заботясь о
благоденствии и спокойствии всякого народа и о благополучном обращении
караванов, и тем оказать услугу, не согласились на его предложение и будучи
убеждены от обретающихся торговцев, что великое государство, какова есть
Россия, конечно не оставит без вознаграждения за умерщвление лжеца и мятежника
Кенесару, и так я не позволив ему видеть свое лицо, приказал своему
родственнику Каджибеку отрубить ему голову, и за эти оказанные мною услуги не
воспоследовало мне, как я думаю, достойной награды, ибо посланный теперь с Этим
письмом вместе с моими людьми из татар мулла Гулим, в прошлом году будучи
послан для приглашения нас с товарищами, убеждал нас, что за умерщвление
Кенесары есть от великого государя большие награды, разъясняя при том о
великодушии и правосудии русского правительства и о благоденствии подданных
России народов также о всех обычаях ваших. Убедив таким образом, он увез с
собой наших доверенных людей к генералу, как тогда же просили пограничного
начальника о нахождении сего муллы у нас и манапа Ормона Батыря, по тому
уважению, что по словам его, как я, так и Ормон Батыр убедились в том, что
правление Ваше гораздо легче для нас, чем кипчаковское (т. е. кокандцев —
Ред.), и потому сделались им неприязненными врагами и вместе с Ормон Батырем
усердно прибываем к Вам преданными... Между тем кипчаковцы с большим ополчением
прибыли для завоевания нас, но я, соединясь с Ормон Батырем и вообще черные
киргизы, восстав против врагов, отразили их Оружием, и они без всякого
завоевания удалились. Потом осенью еще со всех сторон собрав войско, покушались
они напасть на нас дл^ отмщения убитых у них в первой битве людей, после того
слышали мы, будто они, еще собрав войско, выступили из своих пределов, но
услыхав, что со стороны Бухарин открываются враждебные действия, пошли они на
сторону Хоканда; но о точности сего обстоятельства верного сведения мы не
имеем, впрочем, все-таки опасаемся потому что все пашни нашего народа находятся
вблизи их укрепления, паче чаяния, если враги вдруг прибудут туда, то народ
наш должен остаться совершенно без хлеба. Между тем я с находящимися а здешнем
укреплении кипчаками притворно обхожусь дружелюбно, обманывая их под разным
предлогом лишь только до убра-ния хлеба; снабжая их иногда малым количеством
баранами...
...Прошу Вашего совета и наставления, что если его
величество государь примет наш народ под свое покровительство, то я ручаюсь за
манапа Джанкармыша, которого кипчаки со время их пришествия вытребовав к себе,
стреляли в него из ружья холостым зарядом, тогда он (Джанкармыш) дал клятву,
что если он от этой гибели чста-нется живым, то непременно предастся России...
За сим покорнейше уведомляю Вас, во-первых: что я
помощию Всевышнего сколько услуг оказал против действий Кенесары, потом: если
наш народ пребудет в благополучном состоянии, то с усердием желаю поступить под
покровительство России, то покорнейше прошу не оставить в знак дружбы Вашей
изходатайствовать мне и 5сем детям моим у Всемилостивейшего великого государя
на всегдашние времена о свободном нашем состоянии высочайшего соизволения. Еще
покорнейше прошу Вас также не оставить прислать доброму сыну моему Ниязбеку
саблю и именную печать...
Документ довольно
большой и свидетельствует не только об интенсивной переписке киргизских
манапов с русскими властями но и между собой.
Постепенно неоднократные
обращения киргизских племен с просьбой о российском подданстве привели к
юридическому оформлению этого акта.
1 ноября 1854 года
генерал-губернатор Западной Сибири Г. Я. Гасфорд сообщал управляющему МИД
тайному советнику Сенявину.
Во исполнение высочайшего повеления,
объявленного мне в отношении Вашего
превосходительства от 12 января № 93,
я приглашал манапов дикокаменных киргизов
прислать в Омск своих депутатов, снабженных надлежащею доверенностью, для принятия
присяги на верноподданство России.
После продолжительных совещаний
манапы рода бугу избрали депутатом своим манапа Качибека Шералина, который прибыл
в Омск 26-го минувшего сентября. От других двух родов: солто и сарыбагыш — депутаты
не прибыли...
17 января 1855 г. представитель
бугинцев Качибек Шералин принимает присягу на подданство России.
Я, доверенный от манапов,
биев и прочих родоначальников и старейшин рода бугу орды дикокаменных киргизов,
неподведомственных никакому правительству, обещаюсь и клянусь всемогущему богу,
что род бугу всепресветлейшему державнейшему, великому государю императору Николаю
Павловичу, самодержцу всероссийскому и проч., и проч., и проч., ...хощет верным,
добрым, послушным и вечно подданным быть и никуда без высочайшего его императорского
величества соизволения и указа в чужестранную службу не вступать; також с неприятелями
его императорского величества вре-дительной откровенности не иметь, ниже какую заповедную
корреспонденцию внутрь и вне Российского государства содержать, и никаким образом
противу должности верных подданных его императорского величества не поступать,
и лее к высокому его императорского величества самодержавству, силе и власти принадлежащие
права и преимущества, узаконенные и впредь узаконяемые, по крайнему разумению,
силе и возможности предостерегать и оборонять, и в том во всем живота своего в потребном
случае не щадить, и при том по крайней мере стараться споспешествовать все, что
к его императорского величества верной службе и пользе государственной во всяких
случаях касаться может. О ущербе же его величества интереса, вреде и убытке, как
скоро о том в роде бугу кто уееда-ет, не токмо благовременно объявлять, но и всякими
мерами откра-щать и не допущать и тщатися будет; когда же к службе и пользе его
величества какое тайное дело, или какое б оно ни было, которое приказано будет
тайно содержать, и то содержать в совершенной тайне и никому не объявлять, кому
о том ведать не надлежит и не будет. Сие должен и хощет род бугу верно содержать,
елико оному всемогущий господь бог душевно и телесно да поможет. В заключении же
сей моей клятвы целую слова св. Алкорана. Аминь.
Это было начало юридического оформления
принятия киргизами российского подданства — процесса, растянувшегося на два с
лишним десятилетия. Следующим этапом
явилось принятие подданства центрально-тяньшаньскими киргизами (племенем
черик) — 1863 год. Этот год и стали отмечать через сто лет как дату
добровольного вхождения Киргизии в состав России.
Письмо манапов
племени черик начальнику
Алатавского округа
генерал-лейтенанту Г. А. Колпаковскому.
Весна 1863 года.
Старшие и младшие рода
черик манапы сим доверяем с общего согласия нашему Найману Аджибекову и Улуке
Хасенову ходатайствовать перед вами о принятии нас на подданство; род чериков
по меньшей мере состоит из 5000 кибиток.
Терпя разные насилия и притеснения от
соседей наших всех четырех сторон, мы решили идти в подданство одного великого
народа, подобно манапу Боромбаю, который также подобно нам, не об- ретая
спокойствия от своих соседей, пошел в подданство белого падишаха и тогда стал
жить спокойно.
...С этой целью посылаем
к вам несколько человек манапов просить особу вашу о принятии нас в
подданство, с надеждой, что вы не откажете нам в просьбе и донесете о том
великому падишаху; мы же поднимали св. коран и будем служить до капли крови.
Земли наши отстоят от Кашгарии на три дня езды, а зимние кочевки только на один
день, от г. Турпана и Аксу также три дня езды, а соседи наши чон-багыши, а
враги сарыбагыши.
Присяг киргизов других
племен пока в архивах не обнаружено, но письма с такими просьбами от племени
солто, от саяков и других племен сохранились.
Письмо
манапа племени саяк
Рыскулбека начальнику Ново-Кокандской линии
генерал-майору М. Г. Черняеву.
Декабрь, 1864 г.
...Я, Рыскулбек,
кочующий между Андижаном и Кетмень-Тюбе и управляющий 10 тыс. кибиток
саяковского рода, изъявляю настоящим письмом свое желание вступить в
верноподданство белого царя вместе с управляемым мною народом. Если просьба
эта будет принята, и вы сообщите мне о том, я, оставаясь на местах прежних
кочевок, буду служить государю и вам. Места на Кетмень-Тюбе с давнего времени
принадлежат мне, и я оттуда никуда не укочую. Сарыбагыши и султы уже два
года делают мне притеснения, и если вы пришлете мне письмо ваше, то они не
посмеют больше притеснять меня. Печать Рыскулбека.
В 1873 году в связи с
восстанием южных киргизов против ханского
гнета и южнокиргизские племена обращаются к генералу Колпаковскому с
просьбой принять их в состав России.
Доверенные киргизы рода
мюндус-илят Алтыбай-бий и Джаназак-бий, присланные как доверители от своего
рода, главный начальник которого киргиз Пахмур-мирза.
Прошение
Как мы, так и наши
доверители в прошлом 1873 году откочевали из Кокандского ханства в
Туркестанский военный округ, дабы спастись от преследований кокандского хана,
который немилосердно казнил наших киргизов и грабил наше имущество. Мы
поселились недалеко от г. Токмака.., но тут нас начали притеснять и гнать жившие
там киргизы родов: керим-бек и тура-буатай; мы же не желали
возвращаться обратно в Кокандское ханство, где нас неминуемо ждет смерть,
просим ходатайства Вашего высокопревосходительства перед его императорским
величеством государем всероссийским о принятии нас и наших доверителей под свое
высокое подданство и об отводе нам и нашим доверителям места для кочевий.
В нашем роде мюндус-илят
находится две тысячи кибиток, которые
поголовно принимают подданство
России.
Мы бы давно явились к
Вашему высокопревосходительству, но нас караулили и не пускали в Ташкент, так
что мы только теперь могли тайком приехать сюда и лично просить у Вашего
высокопревосходительства о всем вышеизложенном.
Токмакскому
уездному начальнику подполковнику Лисовскому
от прикочевавших
из Андижана киргиз
родов: мундуз, кошчи,
басыз и
адегенэ. 29 мая 1874 г.
Публикация и комментарии
ВЛАДИМИРА ПЛОСКИХ
Источник: журнал «Литература
Киргизии», ноябрь 1988 г.