В чем истинные причины столкновений?
Прямой причиной возникновения столкновений считаются Кадыржан Батыров и его приближенные. Об этом надо сказать прямо, не ссылаясь на какие-либо политические, экономические и социальные причины. Не будь самого К.Батырова, его соратников как И.Абдрасулов, К.Абдуллаева, Ж.Салахутдинов, а также там-сям находящихся руководителей узбекских диаспор, смотрящих им не только в рот, но и в карманы, то никогда бы не возникли трагические события, какие произошли в июне прошлого года. Об этом было написано в итогах парламентской комиссии, возглавляемой Токоном Мамытовым еще до выхода в электронных СМИ. Мы должны подчеркнуть сходство наших точек зрения с авторитетной комиссией по данному вопросу. Следует отметить, что отчет парламентской комиссии по сравнению с отчетами других комиссий подготовлен более объективно и справедливо.
В повседневной жизни между представителями этносов, даже между кланами внутри одного этноса возникает немало взаимного непонимания на бытовом уровне, скандалы, да и схватки. Разве мало ныне среди кыргызов, русских или других этносов, братьев, которые спорят за землю, за раздел совместно начатого бизнеса, за дом, судятся, ругаются, хватают друг друга за грудки? Но это же естественные вещи как то, что девочки вырастают и выходят замуж, как умирают люди, как солнце восходит после заката. Однако, когда такие вещи происходят между нациями, некоторые внутри страны и вовне ее это начинают рассматривать как сверхъестественное, необычное, интерпретируют будто один этнос унижает другой, подвергает гонениям, дискредитации. Если популисты и экстремисты от политики показывают эти факты как массовое явление, принимают решение использовать их в своих собственных интересах, то это не может не привести к межэтническим столкновениям. А если никто не будет преувеличивать и раздувать такие факты, по-настоящему не обратит внимания, это забывается как многое другое в жизни. К.Батыров все эти вещи между двумя этносами преувеличил до чрезмерности, драматизировал, и этим не ограничился. Он дал им этническую, политическую и социальную окраску, собрал все негативные проявления и сложил во взаимоотношения между двумя этносами, тем самым выполнил функции экстремиста-катализатора, говоря образно: «козла-провокатора».
У узбеков нет родо-племенного понятия, да и землячеству они не придают такого значения как мы, но у них очень сильно развито чувство общинности, махалли. Узбек может не прислушаться к отцу или матери, но трудно найти случаи, когда бы он выступил против того, что говорят в махалле и решения махалли. Узбек может не поехать к находящемуся вдали родственнику, как говорится, на свадьбы-похороны, но старается не отстать ни от одного такого мероприятия в своей махалле. На узбеков больше влияния имеют главные лица в махалле, нежели руководители местных властей. Возьмем, к примеру, появление в последние годы перестройки в Узбекистане народно-демократического движения «Бирлик». Его руководящие органы активизировали организации в махаллях, некоторые из которых в Фергане объединились с религиозными активистами и начали вводить собственные нормы. Так, в Наманганской области они перешли к запрету продажи спиртного в магазинах некоторых сел-кишлаков, во время орозо запретили работать столовым, чайханам, стали наказывать воров и правонарушителей без участия правоохранительных органов. Были факты избиения собравшейся толпой пьяного человека в неурочное время, коллективного забрасывания камнями девушек и женщин легкого поведения. Власти сначала поддерживали «Бирлик», но, поняв, к кому переходит власть, резко изменили отношение к «Бирлику» и подобным неформальным организациям.
Основная причина возникновения июньских столкновений состоит в том, что люди, с одной стороны, поддались корпоративному чувству, с другой стороны, не смогли устоять от давления Батыровых, с третьей стороны, обманулись их обещаниями, стали заложниками их убеждений и воли.
Вся вина в безмерной амбиции Батырова и его окружения, которая подзуживала его, превратила Батырова в героя диаспоры, вложила ему в руки диаспору. Простой рядовой узбек к такому же как он сам кыргызу не имеет никаких требований, обид, он так же, как рядовой кыргыз не желает никаких беспорядков и столкновений. Он хорошо знает, случись столкновения, пострадают такие же рядовые как он, и сбежать куда-то и спрятаться нет места. Но и зная обо всем, он не может выйти из-под влияния махалли. А мнение в махалле, ее точку зрения определяют 3-4 человека, имеющие отношения с властью, с богатыми, они и принимают общее решение. Батыров и его окружение подстрекали узбеков с целью поторговаться и получить себе жирные должности. Когда же конфликтная ситуация, лежащая в основе торгов, вышла из-под контроля, то Батыров и наши власти, разные комиссии начали с лупой искать причины столкновений в политической, экономической, культурной сферах. Заметны их попытки развернуть внимание общественности в «нужную» сторону.
Но истинные причины столкновений находятся не в экономической и социальной сферах, ведь в республике очень мало узбеков, живущих хуже подавляющего большинства кыргызов. У узбекской диаспоры недовольство кроется в торговле и некоторых сферах услуг, есть некий комплекс неполноценности, но все это без действий Батырова никогда не вылилось бы в открытый конфликт, ведь такие недовольства есть и у кыргызов между собой. Надо признать, что кыргызы до внедрения рыночной экономики далекие от торговли и сферы услуг, заняли половину этой сферы, стали соперниками узбекской диаспоры, у нее появилась обида. Однако, в условиях политической стабильности такие недовольства уменьшились бы персонально к титульной нации и исчезли. Всегда и везде, во всех отраслях найдутся обстоятельства, вызывающие недовольство, обиды.
Это все устраняется не политическими, экономическими мерами (бесспорно, их роль тоже есть, но временная), а постепенно все это упорядочит ничему кроме реальности не подчиняющееся время, процессы внутренней интеграции.
Самая тяжкая вина Батырова перед двумя народами в том, что всем процессам, которые постепенно сами бы упорядочились, он придал политическую, этническую окраску, а преходящие недовольства, взаимную подозрительность он чрезвычайно преувеличил, придал им силу, порождающую не созидательную, а разрушительную негативную эмоциональность, и на этом стоит уперто. Если бы таким действиям вовремя поставили преграду, а инициаторы нейтрализовали их, то никогда не произошло бы столкновений. Слова некоторых госчиновников о том, что это столкновение рано или поздно все равно бы случилось, что это объективная вещь - совершенно не соответствует действительности, и говорится только с целью изворотливо вывернуться и защититься. Не то, что между двумя этносами, но даже если в одной дружной семье в течение месяца вести разрушительную деятельность, то в этой семье обязательно возникнет скандал или какое-либо несчастье. Вот почему искать причины прошлогодних июньских столкновений в истории, в полвека ли, или век назад произошедших политических, экономических, демографических или других обстоятельствах, а также проецировать их на сегодняшнюю реальность это все равно, что искать землю на небесах, это пустые философствования, не имеющие практического смысла.
По нашему личному мнению и наблюдениям, в возникновении столкновений сыграли роль, во-первых, Батыров со своим окружением и те, кто подстрекал его, во-вторых, психологические факторы, которые следует исследовать не юристам, а психологам и социологам - решающая роль в некоторых комплексах неполноценности.
Прежние беспорядки не имеют отношения к нынешним. Абсолютно неверно искать корни июньской трагедии в Ошских столкновениях 1990 года. Такие столкновения в сознании этноса не оставляют ощутимых рубцов. Не только кыргызы и узбеки в течение 3-4 дней схватившиеся друг с другом, но и народы во время Второй мировой войны годами истреблявшие друг друга - немцы и русские, евреи, поляки, англичане и другие сейчас живут в согласии и гармонии. Но при желании и заинтересованности в поисках причин столкновения двух народов можно вообще уйти во времена Кокандского хана, а если и этого мало, то и дальше в эпоху Бабура и Хромого Тимура. Ручка с бумагой, как говорится, все стерпят. А если все лежит в экономической и социальной проблеме, тогда почему в еще более тяжелые времена распада Союза, когда приватизировалось все, чего касаются руки, и грабилось, тогда не было столкновений между двумя этносами?
Не выдерживает критики и поиск корней столкновений в культурно-языковой проблеме. Я здесь не буду повторять выдержки из отчетов, комментариев об узбекских школах, университетах, других просветительских учреждениях, всего лишь добавлю – в местах компактного проживания кыргызов в Бишкеке, Чуйской области количество школ на кыргызском языке уменьшается, или же не растет, но везде, где компактно проживают узбеки, увеличивается число школ на узбекском языке. Вся равнинная территория юга Кыргызстана является узбекистанским информационным и культурным полем. В населенных пунктах с проживанием узбеков на юге Кыргызстана вещают около 20 радио и телеканалов на узбекском языке. Ни один узбек не чувствует себя в языковом, культурном дискомфорте.
(продолжение следует)
Источник: газета «Алиби» № 37 от 24.05.2011 / стр. 12
Папан ДУЙШОНБАЕ
В