Осмонимиз ҳамиша мусаффо бўлсин!
 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

Историческая география Южного Согда и Тохаристана по арабоязычным источникам IX - начала XIII вв. Ш.С. Камалиддинов. 1.2. ОБЛАСТЬ КЕША

В самаркандских документах XV-XVI вв. упоминается селение Руд в долине Кашкадарьи, которому принадлежали обширные культурные земли в пойме реки Тангхис [37, с. 358]. Можно предположить, что в X в. эти земли входили в состав более обширного рустака Руд, занимавшего все земли ш долине нынешней Тангхоздарьи.

Предполагается, что средневековое деление области Кеша на рустаки соответствует административному делению области в период раннего средневековья. До арабского завоевания эти рустаки возглавлялись знатными «дихканами», (крупными землевладельцами), имевшими родственные отношения с царской семьей. Площадь таких феодальных удельных владений составляла от 10 до 40 кв. км орошаемых земель, (1000-4000 гектаров). Рустаки, в свою очередь, делились на более мелкие уделы, во главе которых стояли «азаты» (высокопоставленная знать). Последним подчинялись еще более мелкие владения «дихкан» и «кадиваров» [273, с. 29].

Не исключено, что перечень рустаков Ибн Хаукала отражает истинные размеры раннесредневекового владения Кеш, главный город которого в начале VII в. считался столицей всего Согда. Тогда получит свое объяснение факт причисления им к области Кеша некоторых рустаков, расположенных в области Самарканда и в Саганийане. Рустак Санггардак еще во второй половине VIII в. упоминается как один из рустаков Кеша, в котором находилась крепость, послужившая убежищем для сторонников Муканны [78, т. 6, с. 13].

Согласно сведениям китайской хроники «Таншу», в VII в. к владению Шы, (Кешу), относились также Железные ворота - узкий горный проход в Байсунских горах, известный в настоящее время под названием Бузгала [10, т. 2, с. 316]. В IX в. ал-Йа'куби упоминает город «Баб ал-Хадид», т. е. Железные ворота, который также относился к Согду [60, с. 290]. Здесь в VI-VII вв. проходила граница между владениями Согда и Тохаристана.

Административные центры большинства средневековых рустаков были, как правило, значительными городами. Обычно они располагались у самой головы ирригационных систем, в местах распределения оросительных каналов и занимали, доминирующее положение над всеми остальными, более мелкими городами и селениями [278, с. 32]. Однако были и такие рустаки, в которых города вообще не имелись и их административными центрами были небольшие крепости и замки «дихкан».

В письменных источниках упоминаются только три средневековых города, относившихся к области Кеша. В действительности, судя по археологическим данным, их было значительно больше. В восточной части долины Кашкадарьи были выявлены остатки четырнадцати крупных средневековых городов, которые по своим размерам и местоположению вполне могли быть административными центрами рустаков [637, с. 58; 429, с. 44; 431, с. 53].

Из шестнадцати рустаков, упомянутых в перечне Ибн Хаукала, только двенадцать находились в долине Кашкадарьи. Однако, в действительности их число, вероятно, было несколько больше, о чем свидетельствуют другие источники. Так, ат-Табари упоминает рустак ал-Мургаб - , расположенный между Кешем и Самаркандом, в котором находились «замки дихканов» [56, II, с. 1542]. Отдельный рустак, несомненно, существовал и в долине реки Хушкруд - , т. е. Кызылсу или Яккабагдарьи. Здесь, на левом берегу этой реки, на расстоянии 22 км от Шахрисабза на пути в долину Сурхандарьи, находится крупное городище Чимкургантепа, занимающее площадь около 40 гектаров.

Наиболее значительным из всех рустаков средневекового Кеша был Хузар - , находившийся в долине Гузардарьи. Это обусловливалось его стратегически выгодным местоположением на перекрестке важнейших караванных путей, связывавших города Согда с Тохаристаном. Еще в древнейшие времена, когда долина Кашкадарьи делилась на две области расселения земледельческих племен, их условная географическая граница проходила именно здесь, в районе Гузара [648, с. 131-133; 612, с. 97-98].

По преданию, город Гузар был основан мифическим царем Афрасиабом, время правления которого приблизительно относится исследователями к первым векам до н.э. Примечательно, что на территории нынешнего Гузара нижние археологические слои действительно относятся к первым векам до н. э., что подтверждает данные народной легенды о времени возникновения города [614, с. 50-51]. В начале VIII в. Гузар или Хузар представлял собой отдельное владение, в котором правил царь по имени Сабукра - . Здесь была неприступная крепость, которую арабы не смогли взять силой и завладели ею только после заключения мирного договора с ее жителями [56, II, с. 1148].

На расстоянии 3-4 км к югу от Гузара на левом берегу Гузардарьи находятся развалины крепости Мардтепа (25х30 м). По местному преданию, в доисламское время здесь была резиденция местных правителей - «мардов», которые были очень отважными, смелыми и справедливыми по отношению к своим подданным. После арабского завоевания власть «мардов» была прекращена и жители города покинули эти места. По археологическим данным, жизнь на этом городище продолжалась с первых веков до н. э. до VII в. н. э. Эта крепость была первоначально построена для защиты от врагов со стороны Бактрии-Тохаристана [490, с. 39].

Представляется, что именно в этой крепости в начале VIII в. жил тюркский правитель области Хузар - Сабукра. В период до арабского завоевания эта крепость вероятно, была столицей всей области Хузар. Примечательно, что арабы прибыли в Хузар именно со стороны Железных ворот, т.е. со стороны Бактрии-Тохаристана. Захватив крепость Хузар, арабы разрушили ее, после чего жители переселились в другое место. Эти события, по-видимому, и нашли свое отражение в народном предании.

К северу от развалин крепости Мардтепа на левом берегу Гузардарьи находятся развалины крепости Гузартепа. Жизнь здесь продолжалась в средние века [490, с. 46]. По-видимому, именно здесь находился средневековый город Хузар, который был основан жителями доисламской столицы Хузара, разрушенной арабами.

В средневековых источниках город с названием «Хузар» не упоминается. Следовательно, этот город носил другое название. В XII в. ас-Сам'ани упоминает в рустаке Хузар селение Сурхакат -  [77, т. 7, с. 70]. Название «Сурхакат» или «Сурхкат» образовано из согдийских слов «сурх» и «кат», что в переводе означает «красный город» или «красная крепость». Следовательно, можно преддоложить, что этот пункт существовал уже в период раннего средневековья и в нем имелась крепость. Возможно, жители доисламского Хузара после разрушения их города арабами основали новый город на месте городища Гузартепа и назвали его Сурхкат. В IX-X вв. город, вероятно, был еще невелик, поэтому он не упоминается в источниках того времени. В XII в. ас-Сам'ани называет его «селением». Город с названием «Хузар» впервые упоминается в источниках XIV в., а также в вакфных документах XV-XVI вв. [37, с. 274].

По данным Йакута, название «Хузар» образовано от арабского слова «ал-хазар», что в переводе означает «узкое место реки» [67, т. 2, с. 432]. По мнению Т. Н. Нафасова, слово «гузар» - географический термин, означающий «брод реки» [514, с. 9].

Город Гузар расположен около места выхода Гузардарьи из горной долины на равнину. Здесь с древних времен была речная переправа, через которую проходил большой караванный путь, следовавший из Насафа к Железным воротам. Таким образом, название «Гузар» или «Хузар» существует с древнейших времен и связано с переправой через Гузардарью. Это же название носил и город, расположенный у этой переправы на месте городища Мардтепа.

В районе Гузара локализуется древняя область Габаза античных источников, которая находилась на расстоянии трех дней пути от столицы области Наутака на пути в Бактрию. По мнению Э. В. Ртвеладзе, область Габаза была расположена в районе Кандака, т.е. в пределах средневековой области Хузар, на расстоянии тр:ех дней пути от Кеша. Еще в начале XX в. местность к западу от Акрабата (Кандака) называлась «Габзан». По местному преданию, здесь в древности правил Габзан-шах, владевший всей горной местностью, которая называлась его именем [825, с. 9-70].

В источниках IX-X вв. рустак Хузар - , относится к области Кеша, хотя географически он больше тяготел к Насафу. В «Худуд ал-'алам», написанном в последней четверти X в., он уже относится к области Насафа [64, с. 114], так же как в сочинениях ас-Сам'ани [77, т. 5, с. 102] и Йакута [67, т. 2, с. 432]. Этот факт позволяет предположить, что упадок Кеша, начавшийся после арабского завоевания, продолжался и при Саманидах. Последние, возможно, преднамеренно сохраняли такое положение опасаясь нового возвышения Кеша, жители которого были непокорными и принимали активное участие в восстании под предводительством Муканны.

В источниках упоминаются три города, расположенных в области Кеша. Два из них находились на территории рустака Хузар: Субах -  и Искифагн - . Оба эти города были расположены на караванном пути, следовавшем из Насафа в Термез. Субах находился на расстоянии одного перехода [57, с. 337] или шести фарсахов от Насафа [77, т. 7, с. 183]. Около Субаха с главным караванным путем соединялся другой не менее важный путь, по которому было два перехода до Кеша [57, с. 343].

В VIII в. Субах оказался в центре событий, связанных с восстанием под предводительством Муканны. Жители Субаха во главе со своим дихканом по имени 'Амр, убив арабского наместника, первыми присоединились к восстанию Муканны и открыто приняли новую веру [30, с. 86-87].

В. В. Бартольд полагал, что средневековый Субах был расположен на месте Гузара [138, т. 1, с. 189]. По последним данным, с Субахом отождествляется крупное городище Улюктепа, занимающее площадь около 100 га и находящееся на расстоянии 8 км к северо-западу от Гузара на пути в Карши [495, с. 33]. Город состоял из трех частей - цитадели, шахристана и рабада. Жизнь в нем продолжалась до монгольского нашествия [429, с. 27]. В источниках послемонгольского времени Субах не упоминается.

Второй крупный город, расположенный в рустаке Хузар, назывался Искифагн - . Он находился на том же караванном пути на один фарсах дальше Субаха в сторону Термеза [57, с. 343]. Наличие в составе названия города согдийского слова «фагн» свидетельствует о том, что в доисламское время на его месте стоял какой-то храм. Так могли называться только престольные селения, в которых в свое время были храмы, посвященные местным богам [684, с. 225]. Предлагалось два варианта этимологии названия Искифагн - «Высочайший храм» - от согдийских слов «иски» и «багн», или «Старый храм» - от тюркских слов «иски» и «пагн» [681. с. 101]. В «Худуд ал-'алам» этот город упоминается в форме Сакифагн -  [64, с. 114], что, по-видимому, отражает истинное название города и храма. Этот же храм упоминается в китайских источниках в форме Се-ки-полан [681, с. 101]. Первоначально храм, очевидно, назывался Сакибагн или Сакипагн, а форма Искифагн образовалась под влиянием арабского или тюркского языков, в которых перемещение гласного в начале слова в инородных названиях - явление закономерное. В. В. Бартольд полагал, что название Искифагн сохранилось в названии селения Эски-баг [138, т. 1, с. 189].

С Искифагном отождествляется крупное городище Ходжабузруктепа (70 га) , расположенное в 9 км к северу от Гузара и в 8 км от городища Улюктепа. По археологическим данным, город возник в VI в. и. э. и существовал до монгольского нашествия [429, с. 28].

В XII в. из всех рустаков области Кеша в качестве рустака упоминается только Хузар. Абу Са'д ас-Сам'ани (который провел в Насафе два месяца) причисляет Хузар к области Насафа и называет, расположенные на его территории, два селения. Первое из них называлось Тубан -  [77, т. 3, с. 20] или Тубан -  [77, т. 3, с. 99] и находилось недалеко от Субаха. Второе называлось Камсара -  или Камасра -  и находилось рядом с Тубаном [77, т. 3, с. 99]. Следовательно, остатки этих селений следует искать недалеко от городища Улюктепа, т.е. средневекового Субаха. В 12 км к северо-западу от Гузара и 4 км от городища Улюктепа, около кишлака Саубак находится старое кладбище Саубактепа, которое называется также Ходжа Рамастепа. В VI- VIII вв. здесь был расположен большой замок местного правителя, а в IX - XII вв. - большое селение [490, с. 47]. Возможно, на месте этого городища в средние века находилось одно из упомянутых ас-Сам'ани селений, т. е. Тубан или Камсара.

На том же караванном пути, следовавшем из Насафа в Термез, следующими после Субаха пунктами были селения Дидаки -  и Кандак -  [57, с. 337 - 338; 58, с. 517]. Около Кандака от главного караванного пути отделялся другой, по которому через три перехода достигали города Кеша [57, с. 338]. Согласно ал-Мукаддаси, этот путь проходили за один день [74, с. 342], что маловероятно. Караванный путь, следовавший из Насафа в Кандак, проходил вдоль реки Кичик Урадарьи - левого составляющего притока Гузардарьи. В верхнем течении этой реки в средние века был расположен рустак Хузарруд. Следовательно, селения Дидаки и Кандак находились в пределах этого рустака. В период раннего средневековья рустак Хузарруд, по-видимому, составлял вместе с рустаком Хузар одно крупное владение, правитель которого имел местопребывание в крепости Мардтепа недалеко от Гузара. Селение Кандак находилось у южной границы этого владения.

Впервые Кандак упоминается в сочинении ат-Табари в связи с событиями, происходившими в 134/751-2г. В тот ход царь Кеша Ихрид оказал здесь вооруженное сопротивление арабским войскам во главе с Абу Давудом Халидом ибн Ибрахимом [56, III, с. 79].

Название «Кандак» образовано от слова «канд», являющегося тюркизированной формой согдийского слова «кат» со значением «крепость» или «небольшой город» [517, с. 87]. Следовательно, название «Кандак» означает небольшая крепость или небольшой городок.

В. В. Бартольд локализовал Кандак на месте селения Караховал в долине Кичик Урадарьи [138, т. 1, с. 1192], а М. Е. Массон - на месте развалин Модинатепа, расположенных в 55 км к юго-востоку от Гузара и 13 км к югу от Акрабата, между лощинами Модинадарьи и Джанадарьи [490, с. 5.3]. По мнению Э. В. Ртвеладзе, Кандак находился на месте Акрабата. В период позднего средневековья Акрабат был стратегически важным пунктом и местом остановки караванов. В XVI в. на его месте был большой караван-сарай, а в начале XX в. - крепость с угловыми башнями. Здесь найдена также керамика Х-ХI вв. [825, с. 8].

Селение Дидаки в среддие века должно было находиться на участке караванного пути между Акрабатом и Гузаром, где-то в районе Кизил-кишлака, расположенного на берегу той же Кичик Урадарьи, к югу от водохранилища Пачкамар. Таким образом, оба эти пункта, т. е. Дидаки и Кандак, находились на территории рустаков Хузар и Хузарруд, составлявшие в доисламское время вместе царство Хузар, правителем которого был тюркский князь Сабукра.

В источниках X в. упоминается еще один город, находившийся в области Кеша - Наукад Курайш . В. В. Бартольд полагал, что слово «Курайш», присутствующее в составе этого названия, свидетельствует о том, что в первые века ислама здесь существовала колония арабов-курайшитов [138, т. 3, с. 206]. Курайшиты составляли большую часть войск Кутайбы ибн Муслима, который сам происходил из этого племени и, возможно, передал этот город во владение своим соплеменникам. Именно их потомками, по-видимому, и являются современные арабы Кашкадарьи, которые после упадка своего города в период позднего средневековья переселились в другие части долины. В пределах долины Кашкадарьи с арабами связаны многие топонимы. Так, центр кишлака Чарвадар в Чиракчинском районе называется Арабхона, а центр кишлака Кунчикар, расположенного на расстоянии одного км к востоку от Шахрисабза, называется Араббанд. Такое же название имеет кишлак Араббанд в Кукдалинском районе Кашкадарьинской области [760, с. 239-240]. В районах к западу от Карши часть населения также составляют арабы [326, с. 85-86]. С арабами связано и название восточных ворот старой крепости Шахрисабза - Арабон-дарваза. В кишлаке Эски Нишан Нишанского района имеется гузар Арабовул; в городе Касан, а также в Камаши и Урта Даре - гузары Арабтуда, в Касанском районе - гузар Арабтупор. Кишлаки с названием Арабхона имеются в Карпшнском, Касанском, Шахрисабзском и Китабском районах Кашкадарьинской области. Кроме того, в различных местах долины Кашкадарьи имеются речки и саи с названием Арабсай [517, с. 14].

Наукад Курайш упоминается в сочинении «Худуд ал-алам» в форме Наукат-и Курайш -  [64, с. 114], что, по-видимому, отражает первоначальное согдийское название города - Наукат, т.е. «Новая крепость» или «Новый город». В 159/775-6 г. сторонники Мукаины захватили в области Кеша несколько замков и крепостей, среди которых упоминается крепость Навакат -  [78, т. 6, с. 13]. По-видимому, во второй половине VIII в. название Наукад Курайш еще не было широко распространено и употреблялась старая форма его названия - Навакат или Наукат.

М. Е. Массон считал название Наукат или Наукад географическим термином, широко распространенным в средние века на территории Средней Азии [495, с. 7]. Только в долине Кашкадарьи было несколько пунктов с таким названием, два из которых находились в области Нахшаба, т. е. Насафа [70, л. 571 б]. В настоящее время кишлаки с названием Навкат имеются в бывшем Ульяновском [760, с. 139] и Шахрисабзском районах Кашкадарьинской области [517, с. 130], а также в Ферганской и Наманганской областях Узбекистана [760, с. 347].

По мнению Л. А. Зимина, в топониме Наукат сохранилось древнее название области Наутака античных источников, которая действительно могла называться Науката [307, с. 198]. М. Е. Массон считал, что название Наутака образовано от других согдийских корней «нау» и «так», что означает «Новый дворец» или «Новая крепость» [495, с. 9]

Наукад Курайш был расположен на главной торговой магистрали, соединявшей два столичных центра долины Кашкадарьи - Нахшаб и Кеш. Он находился на расстоянии 6 фарсахов от Нахшаба [70, л. 5716] и 5 фарсахов от Кеша [57, с. 343]. В источниках X в. Наукад Курайш относится к области Кеша. В сочинении «Худуд ал-'алам», написанном в последней четверти X в., он уже причисляется к области Нахшаба [64, с. 114], так же как и в сочинениях ас-Сам'ани и Йакута. В документах XV-XVI вв. он опять относится к области Кеша [37, с. 279]. Эти данные, по-видимому, отражают процессы расцвета и упадка этих городов, происходившие в различные периоды истории.

В научной литературе принято относить Наукад Курайш к рустаку Хузар, хотя в источниках такого указания нет. Арабские географы X в. упоминают его в числе трех городов области Кеша, причем Ибн Хаукал уточняет местоположение только двух из них, а именно Субаха и Иокифагна: «Города Кшпа - Наукад Курайш, Субах -в рустаке Хузар, Искифагн - также в, рустаке Хузар» [58, с. 501-502]. В XII в. ас-Сам'ани, который провел в Насафе два месяца, также относит Субах и еще три селения к рустаку Хузар, а Наукад Курайш упоминает отдельно, как «селение, расположенное на расстоянии 6 фарсахов от Насафа [70, л. 5716]. Кроме того, Субах и Искифагн были расположены, в бассейне Гузар-Дарьи, а Наукад Курайш - на берегу Кашкадарьи. На наш взгляд, Наукад Курайш, скорее всего, был центром особого земледельческого округа - одного из шестнадцати рустаков области Кеша. Примечательно, что в вакфных документах XV-XVI вв. Наукад Курайш упоминается в качестве особого землевладения, расположенного в пойме реки Сурхоб [37, с. 279-280].

В вопросе локализации Наукад Курайша среди ученых нет единого мнения. По мнению В. В. Бартольда, Наукад Курайш находился на месте кишлака Карабаг, расположенного на расстоянии 12 км от г. Камаши [138, т.1, с- 189]. О. Д. Чехович считала, что он находился в бассейне Кызылдарьи [37, с. 33]. Этого же мнения придерживается и А. С. Сагдуллаев [643, с- 36]. По мнению М. Е. Массона, остатками Наукад Курайша является городище Камайтепа, расположенное в 3,5 км к юго-востоку от кишлака Чим. Это крупное городище находится на расстоянии 48 км к востоку от городища Шуллюктепа, т.е. средневекового Насафа, что примерно соответствует шести фарсахам, т.е. указанию ас-Сам'ани [490, с. 51]. С. Б. Лунина полагает, что Наукад Курайш находился на месте городища Алтынтепа, расположенного около кишлака Каучин в Камашинском районе на расстоянии трех км от Карабага [436, с. 10]. По ее мнению, под рекой Сурхоб, упомянутой в вакфных документах ХV-ХVI вв. следует понимать не Кызылдарью, а ее приток, протекающий вблизи Карабага [431, с. 9].

Самый последний период жизни на городище Алтынтепа приходится на 30-е годы XIII в. [429, с. 44], тогда как Наукад Курайш упоминается в вакфных документах XV-XVI вв. Из двух вышеупомянутых городищ, которые отождествляются с Наукад Куражней, ему больше соответствует местоположение городища Камайтепа, расположенного недалеко от кишлака Чим на расстоянии 1 км от берега Кашкадарьи [496, с. 62]. Городище Камайтепа представляет собой развалины средневекового города, жизнь в котором продолжалась непрерывно с V в до XVIII в. н. э. [429, с. 29-30]. Расстояние от него до городища Шуллюктепа, т.е. средневекового Насафа, составляет 48 им, что соответствует указанию ас-Сам'ани - 6 фарсахов. От городища Камайтепа до Китаба, т.е. раннесредневекового Кеша, - 60 км, что не соответствует указанию ал-Истахри - 5 фарсахов. Сложив эти две цифры, указанные в источниках, получается, что расстояние между Кешем и Насафом составляло 11 фарсахов. Если считать, что один средневековый фарсах в долине Кашкадарьи был равен 7-8 км, то это расстояние будет составлять примерно 80-85 км. Однако, в действительности, фактическое расстояние между городищем Шуллюктепа (средневековый Насаф) и Китабом (средневековый Ееш составляет 108 км, т.е. на 20-25 км больше. Следовательно, указание одного из вышеупомянутых источников неверно.

Городище Камайтепа расположено на расстоянии 48 км от средневекового Насафа и 60 км от средневекового Кеша. Его местоположение соответствует указанию ас-Сам'ани (6 фарсахов), но не соответствует указанию ал-Истахри (5 фарсахов от Кеша). Следует иметь в виду, что ал-Истахри в своем географическом сочинении определял расстояния между населенными пунктами, главным образом, в переходах («мархала»), т.е. приблизительно. Один переход средневековых караванов являлся величиной приблизительной, которая могла составлять 5, 6 или 7 фарсахов.

Расстояния, которые ал-Иотахри иногда приводит в «фарсахах», не всегда точны. Что касается ас-Сам'ани, то он, напротив, почти все расстояния между населенными пунктами указывает в «фарсахах» и большая часть его указаний соответствует действительности, что подтверждается и археологическими данными. Следовательно, в этом случае мы должны больше полагаться на данные ас-Сам'ани, чем на данные ал-Истахри. Поэтому нельзя считать, что Наукад Курайш был расположен ближе к Кешу, чем к Насафу, опираясь на неравнозначные сведения двух разных источников.

Кроме того, в дорожнике ал-Истахри расстояние между Кешем и Насафом определяется в три перехода [57, с. 191], а между Кешем и Наукад Курайшем - два перехода [57, с. 343]. Если считать, что один дневной переход составлял 30 км, то это указание вполне соответствует действительному расстоянию между городищем Камайтепа и Китабом, т.е. 60 км [650, с. 42].

Из этих данных следует, что между Наукад Курайшем и Кешем в средние века на караванном пути была еще одна промежуточная станция. О существовании такой станции есть прямое указание ас-Сам'ани, который в XII в. проехал по этому пути. Последний отмечает, что по пути да Насафа в Кеш он, провел одну ночь в селении Нийаза -  или Нийази - , расположенном в области Кеша [70, л. 573 б]. Следовательно, селение Нийаза должно было находиться на расстоянии одного перехода от Кеша и одного перехода от Наукад Курайша, потому что ас-Сам'ани относил Наукад Курайш к области Насафа, а Найазу - к области Кеша.

М. Е. Массон отождествлял с селением Нийаза городище Алтынтепа, расположенное около кишлака Каучин [496, с. 62], хотя расстояние между городищами Алтынтепа и Камайтепа составляет всего 16 км, что слишком мало для одного перехода. Кроме того, жизнь на городище Алтынтепа прекратилась в первой четверти XIII в. [429, с. 44], а селение Нийаза упоминается также во второй половине XIV в. Согласно сообщению, приведенному в сочинении «Мунтахаб ат-таварих» Му'ин ад-дина Натанзи, в селении Нийази -  родился и вырос Темур. В сочинении «Зафарнаме» Шараф ад-дина 'Али Йазди и сочинении «Зафарнаме» Низам ад-дина Шами приводятся сведения, помогающие уточнить местоположение селения Нийаза. По их данным, Темур, выехав из окрестностей Самарканда, через Шадман и Об-и Ём прибыл в селение Нийази. Затем, согласно 'Али Йазди, он переправился через реку Кухак и прибыл в Кайнар и Шакшар и 'Али-абад Согда, а согласно Низам ад-дину Шами, отправился в Гузар, Кайнар и Шакшар и 'Алиабад Согда [А. Зияев].

Из этих данных следует, что селение Нийаза или Нийази находилось на перекрестке двух караванных путей, один из которых следовал из Насафа в Кеш, а другой из Самарканда в Гузар. По первому пути в XII в. проехал ас-Сам'ани, а по второму в XIV в. проехал Темур.

По археологическим данным, в средние века караванный путь, следовавший из Насафа в Кеш, пересекала только одна дорога, по которой следовали из Самарканда через Джамский перевал в Гузар и Акрабат, минуя Кеш и Насаф. На перекрестке этих двух путей расположено крупное городище Кургантепа (40 га), которое является крупнейшим в предгорьях Яккабага. Предполагается, что в средние века здесь был центр особого рустака, занимавшего все земли бассейна Кызылдарьи [643, с. 35-36]. Жизнь на городище Кургантепа продолжалась с эпохи раннего средневековья до XVI в. Следовательно, этот город существовал и в эпоху ас-Сам'ани (XII в), и в эпоху Темура (XIV в.).

Из-этих данных можно сделать вывод, что селение Нийаза находилось именно на месте городища Кургантепа, расположенного на расстоянии 22 км от Шахрисабза, 30 км от Китаба и 30 им от городища Камайтепа, т.е. примерно на полпути между Наукад Курайшем и Кешем. Следовательно, селение Нийаза, в котором в XII в. побывал ас-Сам'ани по пути из Насафа в Кеш, находилось именно здесь. В XIV в. Темур прибыл в это селение из Самарканда через Джамский перевал и селения Шадман и Об-и Ём. После пересечения караванного пути Насаф - Кеш этот путь, минуя Кеш и Насаф, следовал через Гузар и Акрабат к Железным воротам. Очевидно, по этому пути в ХШ в. проехал китайский философ Чан Чунь, который, выехав из Самарканда, через 4 дня прибыл в Кеш [38, с. 318]. Следовательно, на этом пути было три промежуточных станций. Одна из них была в селении Нийаза, а две другие - в селениях Об-и Ём и Шадман. В источниках X-XII вв. сведения об этом пути не приводятся.

В пределах долины Кашкадарьи на этом караванном пути на участке между Шахрисабзом и Джамским перевалом имеются три крупных городища. Одно из них - это селение Нийаза, находившееся на месте городища Кургантепа. Два других - это городища Саритепа и Чандарактепа, на месте которых, вероятно, и были промежуточные станции - стоянки средневековых караванов. В XIV в. они, возможно, назывались Шадман и Об-и Ём.

Городище Алтынтепа, с которым М. Е. Массон отождествляет селение Нийаза [496, с, 62], а С. Б. Лунина - город Наукад Курайш [436, с. 10], по-видимому, является остатками другого города, который ас-Сам'ани упоминает среди «селений» области Кеша. Городище Алтынтепа, занимающее площадь около 40 га, состояло из цитадели, шахристана и обширного рабада, который тянулся почти на 1 км. На территории рабада сохранились остатки крупной мечети X-XI вв. и большого жилого дома богатого горожанина, которое также датируется X-XI вв. Оба эти монументальных здания были украшены резным орнаментом по ганчу [447, с. 3-5]. В средние века резным штуком украшались обычно только городские здания. Самые нижние археологические слои городища Алтынтепа датируются V-VI вв., когда здесь сложилось небольшое поселение. В VII-VIII вв. поселение разрастается и арабы застали здесь уже существовавшее крупное поселение городского типа [449, с. 11]. Последний период жизни на городище приходится на начало XIII в., т. е. до монгольского нашествия. В 20-х годах XIII в. оно было разрушено монголами [429, с. 44]. Наибольший расцвет города приходится на X-XI вв.

Согласно 'Али Йазди, Темур, выехав из селения Нийази, переправился через реку Кухак - , и прибыл в Кайнар и Шакшар - , затем - в 'Алиабад Согда - , а согласно Низам ад-дину Шами, из селения Нийази он направился в Хузар, Кайнар и Шакшар и Алиабад Согда. Название Шакшар или Чайчар сохранилось до сих пор и в настоящее время так называются горы, расположенные к юго-востоку от Гузара, между реками Канта Урадарья и Кичик Урадарья. Наличие в составе топонима Кайнар и Шакшар слова «кайнар» свидетельствует о том, что здесь был родник. Большой источник существует и сейчас на дороге, следующей из Гузара к Железным воротам вдоль предгорий Шакшар. Здесь же проходил и средневековый караванный путь. Возможно, что кишлак, расположенный около этого источника в XIV в. носил название Кайнар и Шакшар. В таком случае, Алиабад Согда должен был находиться еще дальше, к юго-востоку от него, возможно, в районе Акрабата, расположенного недалеко от Железных ворот. Наличие в составе топонима Алиабад Согда определяющего слова «Согд» говорит о том, что этот пункт находился недалеко от границы Согда. Потому что, в Тохаристане также существовало несколько пунктов с названием Алиабад.

В источниках IX-X вв. в области Кеша упоминаются еще 4 населенных пункта, находившиеся на разных караванных путях в пределах восточной части долины Кашкадарьи. Так, ат-Табари в рассказе о событиях, происходивших в VIII в., несколько раз упоминает селение ал-Мухтарика - , т. е. «Сожженное», которое до арабского завоевания называлось Фарйаб -  и находилось на пути из Кеша в Самарканд. Ат-Табари указывает, что это селение сжег в 80/699 г. арабский полководец Хабиб, сын наместника Хорасана ал-Мухаллаба ибн Абу Суфры или его раб по имени Джабала, который встретил здесь отряд врагов по дороге из Самарканда в Кеш [56, II, с. 1041]. В другом месте своего сочинения ат-Табари отмечает, что это селение сжег Кутайба ибн Муслим в 91/710 т. за то, что его жители оказали ему сопротивление [56, II, с. 1229). В 112/730 г. местность вокруг этого селения заросла зарослями от того, что ее много лет не обрабатывали. Опасаясь, что тюрки подожгут заросли, арабы предпочли пойти из Кеша в Самарканд через горный перевал [56, II, с. 1533].

Из этих сведений следует, что селение Фарйаб находилось на караванном пути, следовавшем из Кеша в Самарканд через Джамский перевал. В. В. Бартольд полагал, что это селение находилось к северу от перевала и относилось к Самарканду, поскольку его упоминает Хафиз-и Абру в XV в. и причисляет к Самарканду [138, т. 1, с. 191; т. 8, с. 74-97]. Однако представляется сомнительным, что это селение существовало в XV в., если оно уже в начале VIII в. было заброшено и не упоминается в источниках IX-XII вв. Кроме того, под названием ал-Мухтарика в VIII в. понималось не существующее селение, а местность, через которую проходила дорога. Следовательно, это название могло быть не распространено среди местного населения, а употреблялось только среди арабов. Если бы даже это селение было восстановлено впоследствии, его название должно было быть не ал-Мухтарика, а Фарйаб.

Возможно, что это селение находилось в районе Джамского перевала на границе области Кеша с областью Самарканда. Пограничные селения на границах оазисов часто относились то к одной то к другой области. Например, согласно ас-Сам'ани, селение Хушунанджакас -  в XII в. относилось к области Кеша, а до этого относилось к области Самарканда [77, т. 5, с. 127]. В Китабском районе Кашкадарьинской области имеется кишлак с названием Фараб [517, с. 157], название которого можно сблизить с названием средневекового селения Фарйаб.

В средние века из Кеша в Самарканд вел также другой, более короткий караванный путь, который следовал через горный перевал Тахтанарача. По этому пути расстояние между Кешем и Самаркандом составляло два дня пути [57, с. 338]. На этом пути в X в. была одна промежуточная станция - селение Дириздах -  [74, с. 342]. В XII в. ас-Сам'ани [77, т. 5, с, 297] и Йакут [67, т. 2, с. 566] причисляют его к области Насафа. В. В. Бартольд пытался объяснить это тем, что ас-Сам'ани посетил только Насаф и не был в Кеше [138, т. 3, с. 206]. Однако, известно, что ас-Сам'ани провел в Кеше 12 дней и даже приводит в своем сочинении некоторые данные по его топографии [77, т. 7, с. 184]. Кроме того, он отмечает, что провел одну ночь в селении Нийаза по пути из Насафя в Кеш [70, л. 573 б]. Следовательно, ас-Сам'ани сам лично посещал Кеш, но прибыл туда из Насафа или Самарканда через селение Нийаза, а не через перевал Тахтакарача. Поэтому он мог ошибочно отнести селение Дириздах к области Насафа.

В. В. Бартольд локализовал Дириздах к югу от перевала Тахтакарача [138, т. 1, с. 191]. М. Е. Массон отождествлял с ним развалины Ойналитепа, расположенные на расстоянии одного км к северу от Урускишлака и 6 км от Китаба [490, с. 53]. Однако эти развалины расположены слишком близко к Китабу, т. е. средневековому Кету, тогда как Дириздах находился на расстоянии одного дня пути от Кеша. По последним данным, на расстоянии 300 м к северу от перевала Тахтакарача в ущелье Йулсай в горах Аманкутана обнаружены остатки большого караван-сарая (40 х 40 м), функционировавшего в X-XIV вв. Около него имелось и несколько строений того времени. Есть мнение, что здесь в X в. находилось селение Дириздах. В составе названия «Дириздах» или «Дириздех» имеется слово «дех», т. е. селение. Следовательно, это было селение, а не просто караван-сарай. В противном случае в источнике был бы употреблен термин «рабат».

По данным ас-Сам'ани, в X в. житель селения Джахзан - , расположенного в области Самарканда, шейх и хадисовед по имени Абу-л-Хасан А'йан ибн Джа'фар ал-Джахзани ас-Самарканди (ум. в 354 г. х.) был очень внимательным и щедрым в отношении к бедным. Он построил в благотворительных целях много красивых общественных зданий. В частности, он построил на свои средства рабат около горного перевала на дороге из Самарканда в Кеш, а также несколько усадеб в качестве вакфного владения для этого рабата [77, т. 3, с. 197].

Возможно, что развалины караван-сарая, обнаруженные к северу от перевала Тахтакарача, являются остатками именно этого «рабата», построенного шейхом из самаркандского селения Джахзан. Что касается селения Дириздах или Дириздех, то оно должно было находиться в пределах долины Кашкадарьи, т. е. к югу от перевала Тахтакарача. На расстоянии 12 км к северу от Китаба и 9 км от перевала Тахтакарача находится гора Кургантау, в 3-х км к востоку от которой еще в начале XX в. функционировала почтовая станция Кайнар на караванном пути Самарканд - Термез [479, с. 7]. Здесь имеется кишлак Кайнарбулак, расположенный на расстоянии 8 км от Китаба [760, с, 236]. Дириздех находился, по-видимому, где-то в районе этого кишлака или в местности к северу от него. Наличие здесь большого источника могло быть причиной тому, чтобы в средние века здесь была расположена стоянка караванов.

В горах Сийам -  или Синам -  в области Кеша во второй половине VIII в. была неприступная крепость, где лжепророк Муканна руководил антиисламским народным восстанием, охватившим почти весь Мавераннахр [338, с. 130]. Согласно Наршахи, она состояла из двух крепостей - внутренней и внешней. Внешняя крепость была довольно обширной и имела на своей территории большой родник, сады и посевы. Она могла вместить не менее 50 тысяч человек [30, с. 87, 93]. Когда арабы осадили ее, из нее вышли 30 тысяч человек и внутри оставались еще две тысячи [78, с. 17]. Внутри большой крепости на вершине горы была другая еше более неприступная крепость с одними воротами, окруженная рвом. В ней жил сам Муканна со своими женами и детьми [30, с. 94]. По данным Ибн Шихны, эту крепость построил в горах сам Муканна [81, с. 159], а по другим данным, он лишь укрепил стены внутренней крепости и окружил ее рвом [30, с. 87; 78, с. 18].

Первоначальное название крепости, также как и гор, по-видимому, было Сийам - , в какой форме она упоминается в ранних персидских толковых словарях [136, с. 88] и в большинстве источников [57, с. 306; 58, с. 502; 78, т. 6, с. 13]. Наршахи упоминает ее в форме Сам -  [30, с. 87]. Согласно Ибн Русте, из гор Синам -  вытекала река Камруд – , т. е. Каратагдапья, впадавшая в реку Саганийана, т. е. Сурхандарью [55, с. 93].

В. В. Бартольд полагал, что название Синам носила вся северная часть Гиссарского хребта [138, т. 1, с. 188]. В настоящее время так называются горы, расположенные к востоку от Шахрисабза. По данным Махмуда ибн Вали, название Сийам -  носили горы, расположенные вблизи Байсуна между Саганийаном и Насафом. Это были очень высокие горы, покрытые вечными снегами, и в ясную погоду они были видны из Балха, с расстояния 40 фарсахов. В этих горах был колодец, из которого Муканна путем колдовства и чар выводил ночью нечто наподобие луны. К западу от этих гор было месторождение блестящей и вкусной соли, используемой в медицине, а недалеко от него находилось селение Нур [27, с.13-14].

Из этих данных следует, что название Сийам или Синам в средние века распространялось и на горы Байсунтау. Возможно, в средние века это название прилагалось ко всем горам, составляющим западную часть Гиссарского хребта. На наш взгляд, крепость Муканны находилась именно в горах Нур, т. е. Байсунтау. В сочинении Ибн ал-Асира есть указание, что Муканна укрепился в крепости Сийам и Санджарда - , расположенных в одном из рустаков Кета [78, т. 6, с. 13]. Следовательно, крепость Муканны находилась в долине реки Санггардак, которая в VIII в. относилась к области Кеша. В местности Майданак к востоку от Шахрисабза на высоте двух тысяч метров имеются руины огромной крепости, которая датируется VII-IX вв. По мнению Э. В. Ртвеладзе, в одной из таких горных крепостей и могли скрываться Муканна и его сторонники [637, с. 49]. Возможно, что руины такой горной крепости еще будут найдены в горах долины Санггардак.

В XII в. ас-Сам'ани упоминает в области Кеша несколько селений. Два из них, а именно Хушунанджакас -  и Хушминджакас -  судя по наличию в составе их названий согдийского компонента «кас», т. е. «селение», «крепость» или «небольшой город», были небольшими городами-крепостями, существовавшими с доисламского времени. Первый из них, Хушунанджакас, находился по соседству с самаркандскими селениями, а до XII в. относился к Самарканду [77, т. 5, с. 127]. Следовательно, он был расположен на границе области Кеша с областью Самарканда, т. е. где-то в районе перевала Джам или перевала Тахтакарача. На наш взгляд, более вероятно, что он находился на дороге через Джамский перевал, на которой в пределах долины Кашкадарьи имеются два крупных городища - Чандарактепа и Сарытепа. Между областями Кеша и Самарканда из источников известны два пограничных рус така, а именно ал-Мургаб -  [56, II, с. 1542] и Бузмаджан -  [58, с. 502]. Последний при ас-Сам'ани относился к области Самарканда, и находился к северу от перевала Тахтакарача. Следовательно, пограничная крепость Хушунанджакас находилась в рустаке ал-Мургаб, расположенном в районе Джамского перевала.

С названием Хупшинджакас Можно сблизить название городища Кишмиштепа, расположенного на окраине г. Чиракчи. Город, существовавший здесь, находился около древней речной переправы на левом берегу Кашкадарьи на пути из Кеша в Насаф. Здесь от главного караванного пути ответвлялся другой путь, по которому следовали через Джамский перевал в Самарканд [637, с. 58]. Город состоял из цитадели, шахристана и обширного рабада. Шахристан занимал площадь 24 га и был окружен стеной и рвом. Самые нижние археологические слои городища относятся к V-VI вв. Стена вокруг шахристана датируется VII-VIII вв. и укреплялась в IX- X вв. Пригород начал обживаться в VII-VIII вв., а в IX-X вв. он разрастается и превращается в довольно крупный город, который существовал до монгольского нашествия. В XIII в. город приходит в упадок и позднее перемещается на место Чиракчи [431, с. 41].

То, что название городища Кишмиштепа отражает древнее название города Хушминджакас или Хушминчкат, косвенно подтверждается местным преданием. О городище рассказывают, что история города Чиракчи начинается именно с этих развалин древнего города, который раньше назывался Кишт или Шахр-и Киш, т. е. город Кеш [429, с. 35].

Йакут упоминает в области Кеша селение Саркат -  [67, т. 3, с. 82]. В предгорной части Яккабагского района выделяется отдельное феодальное владение с центром на городище Сарыктепа. Среди поселений, бывших подвластными владетелю этого удела имеется городище Саркаттепа или Саркобтепа, жизнь на котором продолжалась в период раннего и развитого средневековья [276, с. 31]. Возможно, что именно здесь и находилось средневековое селение Саркат, упомянутое в словаре Йакута.

В области Кеша ас-Сам'ани упоминает еще несколько селений, а именно: Гардийан -  или Газнайан -  [77, т. 9, с. 134, 142], Зазак -  [77, т. 6, с. 218], Маргибан –  [70, л. 521 б], Шикан - [77, т. 8, с. 373], Шурабан -  или Шузийан -  [77, т. 7, с. 410]. Точное местоположение этих селений неизвестно. Эти же селения упоминает и Йакут, но ничего нового дополнительно к сведениям ас-Сам'ани он не добавляет.

Название селения Маргибан образовано от согдийских слов «марг» и «иф» и означает «место с лугами» или «селение с лугами» [517, с. 114]. Название селения Шикан происходит от согдийского «шаукан» и означает «черная крепость». Древнетюркское слово «чикан», означающее полководец, также происходит от этого корня [.517, с. 219]. Следовательно, эти два селения, т.е. Маргибан и Шикан, существовали в период раннего средневековья. В Шахрисабзском районе до сих пор существует кишлак с названием Шавкан. В вакфных документах XVI в. он упоминается в форме Шавканд.

Археологические исследования свидетельствуют о том, что почти все средневековые города и поселения долины Кашкадарьи имели раннесродневековую основу. Многие из них продолжали функционировать и в период позднего средневековья [273, с. 25], хотя в источниках домонгольского времени они не упоминаются. По-видимому, в то время они были еще слишком незначительными, благодаря чему они уцелели при монгольском нашествии и продолжали развиваться в послемонгольское время, тогда как почти все крупные города и селения были уничтожены.

В вакфных документах XV-XVI вв. упоминаются селения Кабамисан - , расположенное в пойме реки Сурхаб [37, с. 67-68] и два смежных селения Мисан-и Калан - , т. е. Большой Мисан, и Мисан-и Хурдак - , т.е. Малый Мисан, расположенные в пойме реки Хиндуван [73, с. 279]. Компонент «мисан», присутствующий в составе этих названий, относится к древнему парфянскому языку и означает храм, обитель или жилье. Наличие его в названиях этих селений может указывать на то, что в доисламское время здесь функционировали древние храмы. Храмы местного значения в доисламское время стояли во многих, если не во всех, селениях Согда и за его пределами [684, с. 225]. Следовательно, вышеупомянутые селения, по-видимому, существовали в период раннего и развитого средневековья.

Селение Кабамисан в XV в. находилось в пойме реки Сурхаб, к западу от земель селения Наукад Курайш [37, с. 67]. В настоящее время эта река называется Кызылдарьей или Яккабагдарьей [643, с. 36]. Первый компонент названия Кабамиран образован от согдийского слова «кауфа» и означает высокая гора [517, с. 88]. Следовательно, топоним Кабамисан на согдийском означает «Храм на высокой горе». Селение Кабамисан локализуется в бассейне Кызылдарьи в местности к западу от предполагаемого Наукад Курайша [643, с. 36].

Селение Мисан-и Калан в XV в. владело 5 долями оросительной воды из 5 каналов в пойме реки Хиндуван, что говорит о его особом местоположении. Кроме того, четыре угла укреплений этого селения назывались специальными именами: Кух-и Пандж Равиш, Кух-и Хирсхана, Кух-и Каини и Дарваза-и Хаки [37, с. 69]. Из этих данных вполне очевидно, что здесь стояла большая крепость с тремя башнями по углам и одними воротами. В доисламское время в этой крепости, вероятно, был расположен большой храм («мисан»), посвященный какому-то божеству. В соседнем селении Мисан-и Хурдак, вероятно, находился другой аналогичный храм меньших размеров.

Компонент «мисан» или «митан» в искаженной форме присутствует также в составе названий существующих до сих пор кишлака Шаматан, расположенного в 6 км от Шахрисабза, и кишлака Наматан, расположенного в 4 км от Шахрисабза [760, с. 236, 240]. Топоним Наматан производится от согдийских корней «нау» и «митан» и означает Новый храм [517, с. 126], а Шаматан - от слов «шау» и «митан», т.е. Черный храм [517, с. 215].

Древнейшее значение современного топонима Лангар также храм или караван-сарай. Это слово в различных формах встречается во многих языках, в том числе в древнетюркском и древнеимранском [517, с. 108]. Кишлак с названием Лангар имеется и в Чиракчинском районе Кашкадарыгаской области [760, с. 141]. Центр кишлака Кокбулак в Камашинском районе также называется Лангар [760, с. 143].

В современной топонимике восточной части долины Кашкадарьи можно выделить некоторые пункты, названия которых образованы от согдийских корней и свидетельствуют об их древности. Следовательно, эти селения или селения с этими названиями существовали и в средние века. Так, название возвышенности Кофиртепа в Камашинском районе образовано от согдийских слов «ках» и «пир» и означает «древний замок» [517, с. 100]. Название селения Паканди в Чиракчинском районе образовано от согдийских слов «пай», «кан» и «диз» и означает «крепость в нижнем, течении реки [517, с. 153]. В Яккабагском районе: название селения Вори на согдийском означает «укрепление» и «крепость» [517, с. 52], название селения Зармас означает «высокая вершина» с. 81]. В Китабском районе: название селения Варганза на согдийском означает «место у плотины», название селения Ваткана означает «крепость, окруженная стеной» [517, с. 50], название селения Парчакент означает «дальнее селение» [517, с. 154], название селения Сукар означает «высокая гора», название селения Фараб означает «верхняя река» [517, с. 157]. В Шахрисабзском районе: название селения Вардон означает «местность с крепостью» [517, с. 51], название арыка Камри означает «большой арык» [517, с. 89], название городища Навойтепа означает «Новая крепость» [517, с. 130], названии кишлака Палман означает «Верхнее селение» [517, с. 157].

Некоторые из современных топонимов долины Кашкадарьи связаны с древними тюрками Южного Согда. Так, название кишлака Ишкент в Яккабагском районе образовано от древнетюркского слова, происходящего от согдийского Хишкат и являющегося его тюркизированной формой. Есть мнение, что из этого селения был родом тюркский правитель Кеша и Нахшаба ал-Ишканд или ал-Ашканд, правивший в начале VIII в. [517, с. 87]. Следовательно, селение Ишкент или Ишканд должно было существовать уже в период раннего средневековья, а его жители были тюрками.

Названия отдельных селений в восточной части долины Кашкадарьи связаны с различными древнетюркскими племенами и родами. Следовательно, в древности в этих селениях проживали отдельные группы древних тюрков. Так, в Шахрисабзском районе имеются кишлаки Турк, Туркгузар, Халач, Чуют и Уланг [517, с. 191, 223], в Якнабагском районе имеются кишлаки Карлук, Туран и Чубран [517, с. 180, 223], в Чиракчинском районе имеются кишлаки Чиял и Юз [517, с. 225], в Камашинском районе имеются кишлаки Камай, и Камаши [517, с. 223], в Гузарском районе имеется кишлак Каратикан [517, с. 224], в Китабском районе имеется кишлак Койни [517, с. 99].

В восточной части долины Кашкадарьи имеются также отдельные кишлаки, названия которых образованы от древнетюркских корней. Большинство этих кишлаков, судя по лингвистическим особенностям их названий, были основаны при Караханидах, т. е. в XI-XII вв., а некоторые из них могли быть основаны еще в период Тюркского каганата, т.е. в VI-VII вв. Так, в Яккабагском районе имеется кишлай с древнетюркским названием Дархан [517, с. 59], в Чиракчинском районе имеются кишлаки Кутал [517, с. 105] и Азизбулак [517, с. 10], в Китабском районе имеются кишлаки Аякчи [517, с. 10] и Джилисув [517, с. 73], в Камашинском районе имеется горная цепь Сугурли [517, с. 170], в Гузарском районе имеется кишлак Джамбулак [517, с. 75] и др.

Кроме них в восточной части долины Кашкадарьи есть несколько кишлаков, названия которых не поддаются расшифровке с точки зрения современных узбекского или таджикского языков. Следовательно, в их основе лежат корни, восходящие к согдийскому, древнетюркскому или иному языку. Так, в Китабском районе имеются кишлаки Макрид и Сиваз [760, с. 236, 240], в Гузарском районе имеется кишлак Пачкамар [760, с. 144] и др. 

http://www.kroraina.com/casia/kamalid/kamal1_2.html

Категория: Мои статьи | Добавил: Sultonbek (01.03.2013)
Просмотров: 871 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 26.04.2024, 11:18
Приветствую Вас Мехмон
Главная | Регистрация | Вход
Facebookдаги адрес
Меъморий обидалар
Ўзбеклар Уюшмаси
Сайт бўйлаб излаш
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz