Осмонимиз ҳамиша мусаффо бўлсин!
 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

Баҳодир Узоқов. Беғубор болалигимдан хотиралар. 9- қисм

Мени ушбу хотираларимни ёзишдан мақсадим, туғилиб ўсган юртимнинг тарихини ёритиш, ота-боболаримиз, урф-одатларимиз ҳақида билганларимни ёзиш, бошимдан ўтган воқеаларни иложи борича бошқаларни дилларини оғритмасдан холисона ёритишдир. Мен бу хотираларимни тонгда қушларнинг ёқимли сайраши, тунда чигирткаларнинг чириллаши ёки қурбақаларнинг вақиллаши, майин ёғаётган ёмғир, қуёшнинг жазирама иссиғи, бепоён далалар, виқорли тоғларни шоирона таърифлашдек бадиий безак бермасдан қуруқ фактлар асосида оддий сўзлар билан ёритишга ҳаракат қилмоқдаман. Албатта менинг дунёқарашларим ортидан ёритилажак воқелик субъектив баҳо берилишидан йироқ эмас, бунинг учун муҳлислардан узр сўрайман. Бўлиб ўтган воқеаларни холисона, ҳаққоний ёритиш учун қилаётган ҳаракатим мен таърифлаб ўтаётган воқеа-ҳодисалар ортида турган инсонлар, мен учун яқин ва қадрдон бўлган ҳамюртларим , қариндош ва дўстларимга маъқул келмайдиган жойлари бўлиши табиий. Яна такрор таъкидлаб ўтмоқчиман, бу хотираларим орқали кимларнидир салбий томонини кўрсатиб ёки бошқаларни кўкларга кўтариб ёритиш мақсадим йўқ. Болалик хотираларимнинг хотимасини ёзиб бўлгач ўсмирлик пайтимдаги, мактабни битириб ишлаган вақтим, Тошкент давлат университетидаги талабалик даврим ҳақидаги "Ҳаётга қўйган илк мустақил қадамларим” номли хотираларни ёритишни бошламоқчиман. Кейинчалик "Жўшқин дарёнинг беаёв тўлқинларида” деб номланган хотиралар туркумини бошлаш режаларим бор. Навбатдаги лирик чекинишга шу ерда нуқта қўйиб беғубор болалик хотиралари ҳақидаги мароқли ҳикоямизни давом эттирмоқчиман.

Шундай қилиб, яна таваллуд топган она юртим ҳақида баъзи бир қўшимчалар.

Дастлаб Қорабоғ ва атрофдаги бошқа аҳоли пунктлари тарихига оид тарихий маълумотларини  ва маълумот олинган манбани кўрсатиб ўтмоқчиман: 

Историческая география Южного Согда и Тохаристана по арабоязычным источникам IX - начала XIII вв. 
Ш.С. Камалиддинов

Глава 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ ЮЖНОГО СОГДА

1.2. ОБЛАСТЬ КЕША

... Наукад Курайш упоминается в сочинении «Худуд ал-алам» в форме Наукат-и Курайш -  [64, с. 114], что, по-видимому, отражает первоначальное согдийское название города - Наукат, т.е. «Новая крепость» или «Новый город». В 159/775-6 г. сторонники Мукаины захватили в области Кеша несколько замков и крепостей, среди которых упоминается крепость Навакат -  [78, т. 6, с. 13]. По-видимому, во второй половине VIII в. название Наукад Курайш еще не было широко распространено и употреблялась старая форма его названия - Навакат или Наукат.

М. Е. Массон считал название Наукат или Наукад географическим термином, широко распространенным в средние века на территории Средней Азии [495, с. 7]. Только в долине Кашкадарьи было несколько пунктов с таким названием, два из которых находились в области Нахшаба, т. е. Насафа [70, л. 571 б]. В настоящее время кишлаки с названием Навкат имеются в бывшем Ульяновском [760, с. 139] и Шахрисабзском районах Кашкадарьинской области [517, с. 130], а также в Ферганской и Наманганской областях Узбекистана [760, с. 347].

По мнению Л. А. Зимина, в топониме Наукат сохранилось древнее название области Наутака античных источников, которая действительно могла называться Науката [307, с. 198]. М. Е. Массон считал, что название Наутака образовано от других согдийских корней «нау» и «так», что означает «Новый дворец» или «Новая крепость» [495, с. 9]

Наукад Курайш был расположен на главной торговой магистрали, соединявшей два столичных центра долины Кашкадарьи - Нахшаб и Кеш. Он находился на расстоянии 6 фарсахов от Нахшаба [70, л. 5716] и 5 фарсахов от Кеша [57, с. 343]. В источниках X в. Наукад Курайш относится к области Кеша. В сочинении «Худуд ал-'алам», написанном в последней четверти X в., он уже причисляется к области Нахшаба [64, с. 114], так же как и в сочинениях ас-Сам'ани и Йакута. В документах XV-XVI вв. он опять относится к области Кеша [37, с. 279]. Эти данные, по-видимому, отражают процессы расцвета и упадка этих городов, происходившие в различные периоды истории.

В научной литературе принято относить Наукад Курайш к рустаку Хузар, хотя в источниках такого указания нет. Арабские географы X в. упоминают его в числе трех городов области Кеша, причем Ибн Хаукал уточняет местоположение только двух из них, а именно Субаха и Иокифагна: «Города Кшпа - Наукад Курайш, Субах -в рустаке Хузар, Искифагн - также в, рустаке Хузар» [58, с. 501-502]. В XII в. ас-Сам'ани, который провел в Насафе два месяца, также относит Субах и еще три селения к рустаку Хузар, а Наукад Курайш упоминает отдельно, как «селение, расположенное на расстоянии 6 фарсахов от Насафа [70, л. 5716]. Кроме того, Субах и Искифагн были расположены, в бассейне Гузар-Дарьи, а Наукад Курайш - на берегу Кашкадарьи. На наш взгляд, Наукад Курайш, скорее всего, был центром особого земледельческого округа - одного из шестнадцати рустаков области Кеша. Примечательно, что в вакфных документах XV-XVI вв. Наукад Курайш упоминается в качестве особого землевладения, расположенного в пойме реки Сурхоб [37, с. 279-280].

В вопросе локализации Наукад Курайша среди ученых нет единого мнения. По мнению В. В. Бартольда, Наукад Курайш находился на месте кишлака Карабаг, расположенного на расстоянии 12 км от г. Камаши [138, т.1, с- 189]. О. Д. Чехович считала, что он находился в бассейне Кызылдарьи [37, с. 33]. Этого же мнения придерживается и А. С. Сагдуллаев [643, с- 36]. По мнению М. Е. Массона, остатками Наукад Курайша является городище Камайтепа, расположенное в 3,5 км к юго-востоку от кишлака Чим. Это крупное городище находится на расстоянии 48 км к востоку от городища Шуллюктепа, т.е. средневекового Насафа, что примерно соответствует шести фарсахам, т.е. указанию ас-Сам'ани [490, с. 51]. С. Б. Лунина полагает, что Наукад Курайш находился на месте городища Алтынтепа, расположенного около кишлака Каучин в Камашинском районе на расстоянии трех км от Карабага [436, с. 10]. По ее мнению, под рекой Сурхоб, упомянутой в вакфных документах ХVVI вв. следует понимать не Кызылдарью, а ее приток, протекающий вблизи Карабага [431, с. 9].

Самый последний период жизни на городище Алтынтепа приходится на 30-е годы XIII в. [429, с. 44], тогда как Наукад Курайш упоминается в вакфных документах XV-XVI вв. Из двух вышеупомянутых городищ, которые отождествляются с Наукад Куражней, ему больше соответствует местоположение городища Камайтепа, расположенного недалеко от кишлака Чим на расстоянии 1 км от берега Кашкадарьи [496, с. 62]. Городище Камайтепа представляет собой развалины средневекового города, жизнь в котором продолжалась непрерывно с V в до XVIII в. н. э. [429, с. 29-30]. Расстояние от него до городища Шуллюктепа, т.е. средневекового Насафа, составляет 48 им, что соответствует указанию ас-Сам'ани - 6 фарсахов. От городища Камайтепа до Китаба, т.е. раннесредневекового Кеша, - 60 км, что не соответствует указанию ал-Истахри - 5 фарсахов. Сложив эти две цифры, указанные в источниках, получается, что расстояние между Кешем и Насафом составляло 11 фарсахов. Если считать, что один средневековый фарсах в долине Кашкадарьи был равен 7-8 км, то это расстояние будет составлять примерно 80-85 км. Однако, в действительности, фактическое расстояние между городищем Шуллюктепа (средневековый Насаф) и Китабом (средневековый Ееш составляет 108 км, т.е. на 20-25 км больше. Следовательно, указание одного из вышеупомянутых источников неверно.

Городище Камайтепа расположено на расстоянии 48 км от средневекового Насафа и 60 км от средневекового Кеша. Его местоположение соответствует указанию ас-Сам'ани (6 фарсахов), но не соответствует указанию ал-Истахри (5 фарсахов от Кеша). Следует иметь в виду, что ал-Истахри в своем географическом сочинении определял расстояния между населенными пунктами, главным образом, в переходах («мархала»), т.е. приблизительно. Один переход средневековых караванов являлся величиной приблизительной, которая могла составлять 5, 6 или 7 фарсахов.

Расстояния, которые ал-Иотахри иногда приводит в «фарсахах», не всегда точны. Что касается ас-Сам'ани, то он, напротив, почти все расстояния между населенными пунктами указывает в «фарсахах» и большая часть его указаний соответствует действительности, что подтверждается и археологическими данными. Следовательно, в этом случае мы должны больше полагаться на данные ас-Сам'ани, чем на данные ал-Истахри. Поэтому нельзя считать, что Наукад Курайш был расположен ближе к Кешу, чем к Насафу, опираясь на неравнозначные сведения двух разных источников.

Кроме того, в дорожнике ал-Истахри расстояние между Кешем и Насафом определяется в три перехода [57, с. 191], а между Кешем и Наукад Курайшем - два перехода [57, с. 343]. Если считать, что один дневной переход составлял 30 км, то это указание вполне соответствует действительному расстоянию между городищем Камайтепа и Китабом, т.е. 60 км [650, с. 42].

Из этих данных следует, что между Наукад Курайшем и Кешем в средние века на караванном пути была еще одна промежуточная станция. О существовании такой станции есть прямое указание ас-Сам'ани, который в XII в. проехал по этому пути. Последний отмечает, что по пути да Насафа в Кеш он, провел одну ночь в селении Нийаза -  или Нийази - , расположенном в области Кеша [70, л. 573 б]. Следовательно, селение Нийаза должно было находиться на расстоянии одного перехода от Кеша и одного перехода от Наукад Курайша, потому что ас-Сам'ани относил Наукад Курайш к области Насафа, а Найазу - к области Кеша.

М. Е. Массон отождествлял с селением Нийаза городище Алтынтепа, расположенное около кишлака Каучин [496, с. 62], хотя расстояние между городищами Алтынтепа и Камайтепа составляет всего 16 км, что слишком мало для одного перехода. Кроме того, жизнь на городище Алтынтепа прекратилась в первой четверти XIII в. [429, с. 44], а селение Нийаза упоминается также во второй половине XIV в. Согласно сообщению, приведенному в сочинении «Мунтахаб ат-таварих» Му'ин ад-дина Натанзи, в селении Нийази -  родился и вырос Темур. В сочинении «Зафарнаме» Шараф ад-дина 'Али Йазди и сочинении «Зафарнаме» Низам ад-дина Шами приводятся сведения, помогающие уточнить местоположение селения Нийаза. По их данным, Темур, выехав из окрестностей Самарканда, через Шадман и Об-и Ём прибыл в селение Нийази. Затем, согласно 'Али Йазди, он переправился через реку Кухак и прибыл в Кайнар и Шакшар и 'Али-абад Согда, а согласно Низам ад-дину Шами, отправился в Гузар, Кайнар и Шакшар и 'Алиабад Согда [А. Зияев].

Из этих данных следует, что селение Нийаза или Нийази находилось на перекрестке двух караванных путей, один из которых следовал из Насафа в Кеш, а другой из Самарканда в Гузар. По первому пути в XII в. проехал ас-Сам'ани, а по второму в XIV в. проехал Темур.

По археологическим данным, в средние века караванный путь, следовавший из Насафа в Кеш, пересекала только одна дорога, по которой следовали из Самарканда через Джамский перевал в Гузар и Акрабат, минуя Кеш и Насаф. На перекрестке этих двух путей расположено крупное городище Кургантепа (40 га), которое является крупнейшим в предгорьях Яккабага. Предполагается, что в средние века здесь был центр особого рустака, занимавшего все земли бассейна Кызылдарьи [643, с. 35-36]. Жизнь на городище Кургантепа продолжалась с эпохи раннего средневековья до XVI в. Следовательно, этот город существовал и в эпоху ас-Сам'ани (XII в), и в эпоху Темура (XIV в.).

Из-этих данных можно сделать вывод, что селение Нийаза находилось именно на месте городища Кургантепа, расположенного на расстоянии 22 км от Шахрисабза, 30 км от Китаба и 30 им от городища Камайтепа, т.е. примерно на полпути между Наукад Курайшем и Кешем. Следовательно, селение Нийаза, в котором в XII в. побывал ас-Сам'ани по пути из Насафа в Кеш, находилось именно здесь. В XIV в. Темур прибыл в это селение из Самарканда через Джамский перевал и селения Шадман и Об-и Ём. После пересечения караванного пути Насаф - Кеш этот путь, минуя Кеш и Насаф, следовал через Гузар и Акрабат к Железным воротам. Очевидно, по этому пути в ХШ в. проехал китайский философ Чан Чунь, который, выехав из Самарканда, через 4 дня прибыл в Кеш [38, с. 318]. Следовательно, на этом пути было три промежуточных станций. Одна из них была в селении Нийаза, а две другие - в селениях Об-и Ём и Шадман. В источниках X-XII вв. сведения об этом пути не приводятся.

В пределах долины Кашкадарьи на этом караванном пути на участке между Шахрисабзом и Джамским перевалом имеются три крупных городища. Одно из них - это селение Нийаза, находившееся на месте городища Кургантепа. Два других - это городища Саритепа и Чандарактепа, на месте которых, вероятно, и были промежуточные станции - стоянки средневековых караванов. В XIV в. они, возможно, назывались Шадман и Об-и Ём.

Городище Алтынтепа, с которым М. Е. Массон отождествляет селение Нийаза [496, с, 62], а С. Б. Лунина - город Наукад Курайш [436, с. 10], по-видимому, является остатками другого города, который ас-Сам'ани упоминает среди «селений» области Кеша. Городище Алтынтепа, занимающее площадь около 40 га, состояло из цитадели, шахристана и обширного рабада, который тянулся почти на 1 км. На территории рабада сохранились остатки крупной мечети X-XI вв. и большого жилого дома богатого горожанина, которое также датируется X-XI вв. Оба эти монументальных здания были украшены резным орнаментом по ганчу [447, с. 3-5]. В средние века резным штуком украшались обычно только городские здания. Самые нижние археологические слои городища Алтынтепа датируются V-VI вв., когда здесь сложилось небольшое поселение. В VII-VIII вв. поселение разрастается и арабы застали здесь уже существовавшее крупное поселение городского типа [449, с. 11]. Последний период жизни на городище приходится на начало XIII в., т. е. до монгольского нашествия. В 20-х годах XIII в. оно было разрушено монголами [429, с. 44]. Наибольший расцвет города приходится на X-XI вв.

http://www.kroraina.com/casia/kamalid/kamal1_2.html


Юқорида келдириб ўтилган тарихий манбаларда биз таваллуд топган замин тарихий воқеалар шоҳиди бўлганлиги таъкидланган. 

Қорабоғнинг бозор, мачит, карвонсаройлар, қаландархона жойлашган марказий қисми Сарбозор деб аталган. Қорабоғдаг ота-боболаримиз. Яқин қариндошларимиз дафн этилган қабристоннинг ўртасида Мусофир тепа деб аталадиган тепалик бор. Айтишларича қишлоғимиздаги биринчи қабр мусофир бўлган инсонники бўлган экан, яъни дастлабки одамлар яшай бошлаган пайтда меҳмонга келган ёки қишлоқдан ўтиб кетаётган мусофирники бўлган.

Қорабоғ қишлоғидаги қайноқ ҳаёт оқими тугай бошлагач кўпчилик ҳамқишлоқларимиз бошқа шаҳар ва қишлоқларга кўчиб кета бошлашган. Жумладан Қарши, Шаҳрисабз шаҳарларига, Қамаши поселкасига атрофдаги бошқа қишлоқларга. Иккинчи жаҳон уруши йиллари очарчилик яна такрорлангач кўпчилик ҳамқишлоқларимиз Қорабоққа яна қайтиб келишган. Айниқса баҳор ойлари Қорабоғдаги мингтут қиёғос ҳосилга киргач теварак атрофдан жуда кўп одамлар келиб ҳафталаб яшашган ва тутзордаги мевалар тугамагунича ўша ерда яшашган.

Давоми бор...

Категория: Мои статьи | Добавил: Sultonbek (01.03.2013)
Просмотров: 1369 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 25.04.2024, 12:30
Приветствую Вас Мехмон
Главная | Регистрация | Вход
Facebookдаги адрес
Меъморий обидалар
Ўзбеклар Уюшмаси
Сайт бўйлаб излаш
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz