Осмонимиз ҳамиша мусаффо бўлсин!
 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

Историческая география Южного Согда и Тохаристана по арабоязычным источникам IX - начала XIII вв. Ш.С. Камалиддинов. 1.4. ОБЛАСТЬ НАХШАБА

Глава 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ ЮЖНОГО СОГДА

1.4. ОБЛАСТЬ НАХШАБА

В области Нахшаба с эпохи раннего средневековья существовали два крупных города - Касба -  и Базда - . Первый из них упоминается в армянских источниках V в. как «сильная крепость Казбион» [45, с. 58]. Согласно Себеосу, персидский полководец Вахрам Михревандак, (Бахрам Чубин), завоевал Балх и всю «Страну Кушанскую», расположенную на другой стороне большой реки Вехрот, т. е. Амударьи, вплоть до места по названию Казбион [45, с. 58]. Э. В. Ртвеладзе отождествляет Казбион с горной областью Габаза или Газаба античных источников и локализует ее между Дарбандом, т. е. Железными воротами, и Гузаром [825, с. 11]. Согласно ему, границей Кушанского государства к северу от Амударьи была крепостная стена, возведенная в первых веках н. э. в долине Шуробсая около Железных ворот, а сразу за ними начиналась горная область Казбион-Газаба [825, с. 11]. Возможно, что крепость Касба-Казбион была предназначена для охраны западных границ этой горной области. В конце 589 г. сасанидский полководец Бахрам Чубин, одержав победу над тюрками, завоевал эту крепость и превратил ее в форпост Сасанидов на границе с тюрками [240, с. 229].

В X в. город Касба, согласно источникам, по величине превосходил даже столичный город Насаф [74, с, 2831, и имел соборную мечеть [57, с. 325], которая функционировала и в XII в. [77, т. 10, с. 425]. Средневековый город Касба был крупным торговым центром, так как через него проходил важный караванный путь, следовавший из Бухары в Термез минуя Насаф [495, с. 34]. В окрестностях города были развитые земледельческие хозяйства [64, с. 414]. В XII в. ас-Самани называет Касбу «селением» [77, т. 10, с. 425]. Селение Касби упоминается и в источниках послемонгольского времени. В XVII в. в нем проживал древний род «Сайидов» [27, с. 80]. Кишлак Касби существует и в настоящее время в 30 км к юго-западу от городища Шуллюктепа и 35 км от Карши. На окраине кишлака расположено обширное средйевековое городище Касбитепа (180X120), которое было цитаделью домонгольского города Касба или Касби. Самые нижние археологические слои городища датируются первыми веками н. э. Здесь же локализуется и раннесредневековая крепость Казбион армянских источников [495, с. 28].

В IX-XII вв. крепость окружал шахристан, за стенами которого располагались обширные рабады, тянувшиеся на юго-восток почти на один км [332, с, 66]. Касба является одним из немногих городов Согда, которые продолжали развиваться после монгольского нашествия на прежнем месте. По фактическим данным, средневековая Касба в X в. действительно превосходила по размерам Насаф [461, с. 34, 47]. В кишлаке Касби сохранился большой комплекс мавзолеев XI-XII вв., известный как Султан Мир Хайдар [469, с. 100].

Вторым крупным городом в области средневекового Насафа был город Базда - , также существовавший с эпохи раннего средневековья. В источниках IX-X вв. он упоминается наряду с Касбой как один из двух городов области Насафа, имевших соборную мечеть [57, с. 325; 58, с. 503]. По некоторым данным, в X в. он по величине, также как и Касба, превосходил столичный город Насаф [58, с. 503]. В XII в. ас-Сам'ани упоминает Базду как «неприступную крепость», расположенную на пути из Насафа в Бухару [77, т. 2, с. 188, 194].

Средневековый город Базда, так же как и Касба, был крупным торговым центром, так как он был расположен на важном караванном пути, следовавшим из Насафа и Калифа в Бухару [74, с. 343]. Несмотря на скудость водных источников, в окрестностях города было развито земледелие. Для орошения полей жители города пользовались водой колодцев, так как единственная река, имевшаяся поблизости, большую часть года пересыхала [64, с. 1141.

Средневековая Базда локализуется на городище Куня-Фазли, расположенном на расстоянии 40 км к юго-западу от городища Шуллюктепа и 10 км к юго-западу от кишлака Камапш. Город состоял из цитадели (150х100 м), шахристана, окруженного крепостной стеной (55 га) и рабада. Самые нижние археологические слои цитадели Базды относятся к первым векам н. э. [429, с. 24].

Базда и Касба являлись в средние века стратегически важными крепостями, расположенными на границах оазиса низовьев Кашкадарьи. Обе крепости были расположены на возвышенностях на расстоянии 20 км друг от друга и, несмотря на дальность, с вершины одной из них была видна вершина другой [332, с. 66]. В древности они, вероятно, были построены в интересах обороны Каршинского оазиса от кочевников. Поэтому, пе случайно в VI в. сасанидский полководец Бахрам Чубин избрал для форпоста своей армии не Нахшаб, а Касбу.

К северу от Базды на караванном пути, следовавшем из Бухары в Калиф минуя Насаф, в источниках X в. упоминается три промежуточные станции: Джиким - , Рабат 'атик - , т.е. Старый рабат, и Джубб Са'ид -  - т. е. Колодец Са'ида. Все они были расположены на расстоянии одного перехода друг от друга между Бухарой и Баздой [74, с, 343]. Из них Старый рабат и Колодец Са'ида, возможно, больше тяготели к области Насафа. На этом участке пути между городищем Куня-Фазли и Мубареком имеется два крупных памятника IX-X вв. - ная крепость Кош-рабат, расположенная к западу от Памука, и крепость Кызылтепа, расположенная в 8 км к юго-востоку от Памука. Оба эти памятника были укрепленными рабатами, функционировавшими в IX-X вв., под защитой которых останавливались караваны [326, с. 85-86]. Из них «Старому рабату», вероятно, соответствует Кошрабат, а «Колодцу Са'ида» - Кызылтепа с прилегающим к нему с севера поселением IX-X вв.

В области средневекового Насафа был еще один город, который назывался Губдин - . В источниках IX-X вв. он не упоминается, но его название носили одни из городских ворот Насафа [57, с. 325]. Это свидетельствует о том, что эти ворота выходили на караванный путь, ведущий к важному торгово-ремесленному центру. В XII в. ас-Сам'ани упоминает селение Губдин - , расположенное на расстоянии двух фарсахов от Насафа [77, т. 9, с. 186], и рустак Губдин - , в котором находилось селение Батхудан -  или Бутхазан -  [77, т. 2, с. 73, 310] и замок Хузийан -  [77, т. 5, с. 206]  Следует иметь в виду, что ас-Сам'ани называет почти все населенные пункты, расположенные в области крупных городов, «селениями», даже такой крупный город как Касба.

Таким образом, все данные свидетельствуют о том, что в эпоху до монгольского нашествия Губдин был значительным городом и административным центром особого рустака, расположенного на пути из Насафа в Калиф. В источниках послемонгольского времени Губдин также упоминается в качестве селения [17, с. 324] и отдельного тумана. В XV-XVII вв. название «Губдин» носил также канал в области Насафа [37, с. 274, 315]. Кишлак Губдин существует до сих пор и находится в 20 км от г. Бешкента, к западу от Карши [760, с. 235]. Рядом с кишлаком Губдин находится крупное средневековое городище Таллисортепа (13 га), которое отождествляется со средневековым городом Губдин. Город состоял из цитадели, шахристана и рабада. Поселение на месте цитадели возникло в первых веках н. э., которое в дальнейшем стало разрастаться. В VI-VII вв. шахристан достиг наибольших размеров и был обнесен крепостной стеной с тремя воротами. Неукрепленный рабад стал заселяться в IX в., а в X-XII вв. сюда переместился центр городской жизни. Рабад Губдина, который занимал площадь около 20 га, продолжал частично обживаться и после монгольского завоевания [367, с. 526]  По последним данным, территория, которую занимал рабад средневекового Губдина, достигала почти 50 га [429, с. 24].

На территории цитадели Губдина при раскопках был найден кусок обгоревшего резного дерева, который датируется VII - VIII вв. На нем был изображен портрет знатного человека с тюркскими чертами лица, который, возможно, был правителем Губдина в период накануне арабского завоевания [368, с. 59 – 60]. Следует отметить, что в период раннего средневековья использование резного дерева в архитектурном декоре зданий было характерно, главным образом, для городов.

В вакфных документах XV - XVI вв. в области Насафа упоминаются канал Худийан -  и земли Худийан-рабат  [37, с, 359]. Надо полагать, что последний, т. е. Худийан-рабат, упоминается в XII в. как замок Хузийан, который находился в рустаке Губдин., В «Шахнаме» Фирдоуси также упоминается топоним Хузийан - , однако, относится ли он к замку Хузийан или нет, сказать трудно.

Название селения Батхудан или Бутхазан, также расположенного в XII в. в рустаке Губдин, возможно, связано с буддийским храмом, судя по наличию в его составе слов «бут», т. е. идол, и «худа» или «худат», т. е. божество. Известно, что в период раннего средневековья в Согде был частично распространен буддизм, что, по-видимому, было связано с господством здесь тюрков,

В «Шахнаме» Фирдоуси в рассказе о событиях, происходивших в V в. н. э., упоминается топоним Маймург -  в качестве предельного пункта в Согде, которого достиг сасанидский полководец Бахрам Чубин во время своего похода против «хакана Чина» [47, т, 4, с. 2521 . В источниках IX- X вв. упоминаются два пункта с названием Маймург - . Первый из них относился к рустаку, расположенному к юго-востоку от Самарканда, а второй - к небольшому городу («балда»), который был первой промежуточной станцией на пути из Насафа в Бухару [57, с. 337]. Есть мнение, что в «Шахнаме» Фирдоуси, скорее всего, речь идет о втором, т.е. нахшабеком Маймурге [718, с. 83]. В XII в. ас-Сам'ани называет Маймург «большим и красивым селением» [70, л. 505а]. В сочинении ас-Сам'ани упоминается еще один, третий Маймург, который находился на берегу Амударьи в области Термеза [70 л. 505а]. Название Маймург производится от согдийских слов «майн», т. е. селение, и «мург», т. е. трава, луг, и означает «селение богатое лугами» [517, с. 111].

Нахшабскому Маймургу, возможно, соответствует городище Майманактепа, расположенное в 15 км к северо-западу от Касана. До начала XX в. здесь функционировала крепость (120х120 м), в которой была найдена керамика X-XII вв. [332, с. 67]. Расстояние от городища Майманактепа до городища Шуллюктепа составляет около 40 км, что примерно соответствует 6 фарсахам или одному переходу, т. е. расстоянию от средневекового Насафа до Маймурга, указанному в источниках. Селение Маймург в области Нахшаба упоминается также в «Абдулланаме». В XVI в. здесь был охотничий заповедник, который находился на расстоянии одного «агача», т, е, 6 - 7 км от Насафа [51, т. 1, с, 178].

Археологическими исследованиями, проведенными в долине Кашкадарьи, установлено, что в период развитого средневековья произошло резкое сокращение количества поселений [275, с. 448]. Из 123 раннесредневековых поселений Каршинского оазиса в период развитого средневековья жизнь продолжалась только на 59 [429, с. 19]. Зато в IX-XII вв. происходит значительный рост и концентрация жизни в крупных и укрепленных городах раннесредневекового времени, которые в средние века представляют собой более монументальные сооружения [753, с. 18]. К числу таких городов, по-видимому, относятся и некоторые средневековые селения, в составе названия которых добавляется согдийское слово «кас» означающее крепость, селение или город.

В географическом сочинении ал-Мукаддаси в числе городов области Насафа наряду с Касбой и Баздой упоминается город Сиракас -  [74, с. 9]. В XII в. ас-Сам'ани упоминает в области Насафа селение Ширакас -  [77, т. 3, с. 352] , а в другом месте своего сочинения называет селение Саркас -  и причисляет его к области Кеша [77, т. 3, с. 82]. Если считать, что оба автора имели в виду один итот же пункт, то Ширкас или Сиркас должен был находиться где-то на границе между областью Насафа и областью Кеша, т. е. в среднем течении Кашкадарьи. Здесь, в зоне Чимкурганского водохранилища, имеется несколько городищ, которые датируются периодом раннего и развитого средневековья. К числу таких относятся Кургантепа, Чимкургантепа, Буритепа, Кызтепа, Ялпактепа, Сарытепа I и Сарытепа II [331, с. 86-94; 754, с. 20].

Из всех этих названий городищ обращают на себя внимание последние два - Сарытепа I и Сарытепа II. Следует констатировать, что это название не связано с тюркским словом «сарык», т. е. желтый, поскольку чуть выше по течению реки Кашкадарьи имеется другое городище с этим названием - Сарытепа [429, с. 37]. Можно предположить, что название Сарыктепа отражает древнее наименование города, который упоминается в источниках как Сиракас или Ширакас.

Городище Сарытепа I было расположено в зоне затопления Чимкурганского водохранилища, вблизи селения Кайки, получившего свое название от некогда существовавшей на левом берегу поймы Кашкадарьи паромной переправы. Городище было окружено крепостной стеной и рвом и занимало площадь около 4,5 га. Нижние археологические слои его относятся к V-VII вв., а верхние - XI-XII вв. Здесь был найден терракотовый макет монументального здания, имевшего купол и башни [756, с. 103-105].

Городище Сарытепа II находится на расстоянии двух км к юго-востоку от плотины, на южном берегу Чимкурганского водохранилища. Наиболее ранние археологические слои его относятся к III-V вв. н.э., а поздние - к IX-XII вв. Здесь обнаружены остатки домашнего святилища с алтарем в жилом здании, функционировавшем в VIII-IX вв., и была найдена терракотовая полая изнутри головка идола в форме шара с тюркскими чертами лица [754, с. 23].

В XII в. ас-Сам'ани упоминает в области Насафа еще одно селение, в составе названия которого добавляется согдийское слово «кас» - Фиджакас -  [77, т. 9, с. 358]. В вакфных документах ХV-ХVI вв. упоминаются селения Кат -  [37,  с. 278], Пудиркат -  [37, с. 274], Ванакат Пазир -  [37, с. 274] и местность Зар'анкат - , расположенная недалеко от Касби [17, с. 324]. Все эти селения, вероятно, существовали и в период раннего и развитого средневековья и представляли собой укрепленные поселения городского типа, имевшие небольшие крепости, и являлись центрами отдельных феодальных уделов, возглавляемых так называемыми «азатами», занимавшими определенную ступень в местной аристократической иерархии.

Селение Фиджакас, упомянутое в сочинении ас-Сам'ани, упоминается также в документах XVI в. в форме Вижкат - . Согласно этим документам, оно было расположено в местности к западу от земель, принадлежавших селению Губдин [503, с. 290], на берегу одноименного канала. Топоним Фиджакас или Вижкат сохранился до сих пор в тюркизированнои форме Бешкент и в настоящее время это название носит районный центр, расположенный к югу от г. Карши.

Крепость Кат, согласно документам XV в., находилась в местности к западу от земель Пудиркат, т. е. к западу или северо-западу от средневекового Насафа. Селение Кат упоминается также в документах XVI в. [503, с. 291]. Селение Пудиркат находилось к западу и юго-западу от крепости Кат и земель селения Хувандиза, т. е. в местности к западу или юго-западу от средневекового Насафа. Это селение упоминается также в документах XVI в. [503, с. 291]. Селение Ванакат Пазир находилось к западу от земель селения Хандиза, к югу от земель Фарандиза и к востоку от дороги, ведущей в Хузар и Термез, т. е. в местности к юго-востоку от средневекового Насафа. Селение Заранкат находилось к северу от дороги, ведущей из Касби в Насаф, т. е. в местности к северо-западу от средневекового Насафа [17, с. 323-324].

В средневековых источниках упоминается еще одна группа топонимов, содержащих в своем составе согдийское слово «диз» или «диза», означающее замок, крепость или укрепление [779, с. 83]. Наличие этого термина свидетельствует о том, что эти топонимы относятся к небольшим крепостям, имевшим раннесредневековую основу. Так, в ХII в. ас-Сам'ани упоминает в области Насафа селения: Санкдиза -  [77, т. 3, с. 99], Сувадиза -  [77, т. 7, с. 179], Фархуздиза –  [77, т. 9, с. 266], Устугдадиза -  [77, т. 1, с. 219] и Хашйандиза -  [77, т. 5, с. 134]. Эти же селения упоминает и Йакут.

В документах XV - XVI вв. из них упоминаются Сувадиза в форме Савандиза -  [37, с. 274-275] и Хашйандиза в форме Хашдиза -  [37, с. 277]. Согласно этим документам, селение Савандиза находилось к западу от канала Губдин, к югу от земель селения Хасабдиза и к северу от селения Губдин, т. е. в местности к западу от средневекового Насафа. Селение Хашдиза находилось к западу от канала Губдин, к востоку от Хорасанской дороги и к югу от земель селения Аракуддиза и к северу от земель селения Савандиза, т. е. в местности к западу или северо-западу от средневекового Насафа.

Селение Устугдадиза, упомянутое ас-Сам'ани, находилось на расстоянии 4-х фарсахов от Насафа на пути в Бухару [77. т. 1, с. 219]. Следовательно, оно было расположено где-то между Касаном и Маймургом. Селение Фархуздаза или Фархурдиза находилось на расстоянии двух фарсахов от Насафа выше по течению Кашкадарьи [77, т. 9, с. 266], т. е. к востоку от средневекового Насафа.

В вакфных документах XV - XVI вв. в области Насафа упоминаются также селения Кайкандиза -  [503, с. 290], Аракуддиза -  [37 с; 277] ) Барбуйдиза -  [37, с. 275], Фарандиза - [37, с. 275], Хандиза -  [37, с. 275], Хасабдиза -  [37, с. 274], Хувандиза -  [37, с. 278] и Диза -  [37, с. 359], в составе названий которых также имеется согдийский компонент «диза», свидетельствующий о том, что они были основаны в период раннего средневековья. По-видимому, эти селения представляли собой небольшие крепости, вокруг которых были расположены неукрепленные сельские поселения. В доисламское время они, возможно, являлись центрами отдельных феодальных уделов, возглавляемых так называемыми «кадиварами» или мелкими «дихканами», занимавшими более низкую ступень в местной аристократической иерархии, чем «азаты» [273, с. 29].

Согласно документам, земли селения Аракуддиза на западе примыкали к древнему караванному пути, следовавшему из Калифа через Базду в Бухару, а на востоке - к каналу Губдин. Следовательно, это селение находилось в местности к западу или юго-западу от средневекового Насафа, где-то в районе Базды или Губдина. Селение Барбуйдиза, согласно источникам, находилось к югу от земель селения Фарандиза, около земель Хандиза и канала Савандиза, т.е. в местности к востоку или юго-востоку от средневекового Насафа. Селение Фарандиза находилось к западу от земель Наукад и к югу от земель селения Савандиза, т.е. в местности к востоку от средневекового Насафа. Селение Хандиза находилось у канала Савандиза к югу от селения Фарандиза, т.е. в местности к юго-востоку от средневекового Насафа. Селение Хасабдиза находилось к северу от селения Савандиза и к западу от канала Губдин, т.е. в местности к западу от Насафа. Селение Хувандиза находилось к западу от земель селения Варазан и к востоку от земель селения Пудиркат, т.е. в местности к западу от Насафа. В XV-XVI вв. название Хувандиза было известно только по книгам, а сама крепость с этим названием лежала в развалинах, которые назывались также Актепа. Крепость Диза находилась к югу от селения Хамийан и канала Худийан, т. е. в рустаке Губдин, расположенном в местности к юго-западу от Насафа. Селение Кайкандиза находилось к востоку от селения Губдин, т. е. в местности к югу от средневекового Насафа.

В XII в. ас-Самани упоминает в области Насафа без указания точного местоположения селение Сакабадйаз -   [77, т. 7, с. 11]. В вакфных документах XVI в. в области Насафа упоминается селение Сакбадиза -  [503, с. 290], которое, по-видимому, тождественно с селением, упомянутым ас-Сам'ани. Согласно документам, оно находилось к юго-востоку от селения Губдин, т. е. в местности к югу от Насафа [503, с. 291].

В средневековых источниках упоминается еще одна группа топонимов, которые судя по названиям относятся к периоду истории домусульманского периода. В названиях этих топонимов присутствует согдийский компонент «фагн» или «вагн», означающий храм, святилище и парфянское слово «мисан», означающее храм, обитель, жилье. Наличие этих слов в составе названий селений может указывать на то, что в доисламское время на их месте функционировали древние храмы [681, с. 98; 676, с. 93]. В эпоху раннего средневековья храмы местного значения существовали во многих, если не во всех, селениях Согда и за его пределами [684, с. 225].

В области средневекового Насафа засвидетельствовано три таких топонима: Аншамисан -  [77, т. 1, с. 367], Фармисан -  [37, с. 325] и Хурбагн -  [681, с. 98]. Название «Хурбагн» свидетельствует о том, что в этом селении некогда стоял храм, посвященный божеству Солнца. Его название образовано от согдийских слов «хур», т.е. солнце, и «багн», т. е. храм. Есть также мнение, что храм, функционировавший здесь, был посвящен верховному божеству зороастризма Ахура Мазде [681, с. 98]. Селение Фармисан, согласно источникам, находилось по соседству с селениями Мидждуван и Патеран, т.е. в местности к юго-западу от Насафа [17, с. 325]. Селение с названием Фармисан или Пармитан существует до сих пор и находится в Каршинском районе. Здесь еще до недавнего времени была известна очень древняя мечеть [90, с. 10], которую разрушили и разровняли под поле [468, с. 36]. Здесь же находится и кишлак Патеран, упомянутый в документах XVI в. [90, с. 8],

В области Насафа в IX-X вв. было большое количество селений, в которых, несмотря на недостаток воды, парили «изобилие, плодородие и достаток». Летом, когда река пересыхала, жители этих селений пользовались для орошения своих полей водой из колодцев [57, с. 325]. Среди развалин средневековых городищ и сельских поселений в области Насафа обнаружено большое количество колодцев, функционировавших в IX-XII вв. [364, с. 553-554]. Наряду с земледелием в средние века местное население занималось также и скотоводством [58, с. 503]. В XII в. ас-Сам'ани упоминает в области Насафа целый ряд селений, многие из которых, вероятно, существовали и в IX-X вв., а возможно, и раньше. По археологическим данным монгольское нашествие ше оставило заметного следа на поселениях и городищах нижнего течения Кашкадарьи. Однако на многих из них происходит упадок жизни и запустение в послемонгольское время, что, по-видимому, было связано с разрушением ирригационной системы долины Кашкадарьи монголами. После ее восстановления в период после монгольского завоевания жизнь продолжается только на некоторых из них.

В документах XV-XVI вв. из селений домонгольского времени упоминаются следующие: Касан - , Афуран - , Йагна - , Баштан - , Наукад - , Мидждуван - , Мудан - . С некоторыми из топонимов домонгольского времени, упомянутых в сочинении ас-Сам'ани можно сблизить названия отдельных позднесредневековых селений, которые могли быть искажены с течением времени. Так, с названием селения Варагджан -  упомянутого в сочинении ас-Сам'ани, можно сблизить название селения Фаргиджан -  упомянутого в вакфных документах XV-XVI вв, с названием Тадйана -  можно сблизить название Тудина - , с названием Вана -  можно сблизить название Ванакат - , с названием Кубинда Ма'кал -  можно сблизить название Каманди - , с названием Шаухаран -  можно сблизить название Нишавархан -  и т. д. Некоторые из селений, упомянутые в средневековых источниках, сохранили свои названия до сих пор в первоначальной или в несколько искаженной форме. К первым относятся селения Касан, Каджар, и Патран. Селение Афуран сохранило свое название в форме Афран или Абран, Баштан - в форме Паштан, Наукад - в форме Наукат, Кармуджин - в форме Каучин, Тадйана - в форме Тудина или Пудина и др.

Средневековому Касану -  соответствует городище Касантепа (200x150 м), расположенное на окраине г. Касана, в 30 км к северо-востоку от Карши [760, с. 235]. Первоначальное поселение на месте городища Касантепа возникло в первых веках н. э., а в IV-V вв. здесь была возведена крепость, которая существовала до монгольского нашествия. По археологическим данным, жизнь в ней возобновилась в XVII в. В период до монгольского завоевания крепостная стена Касана три раза ремонтировалась и достигала ширины 10 метров. [746, с. 469]. Можно предположить, что жизнь в крепости Касан возобновилась не в XVII в., а несколько раньше, поскольку Касан упоминается в вакфных документах XV- XVI вв. [37, с. 1851. В названии Касан, возможно, сохранилось древнее название столицы области Ксениппа античных источников, с которой отождествляется городище Еркурган, расположенное на расстоянии трех км к югу от Касана.

С селением Афуран -  отождествляется городище Хайбартепа или Шахр-и Хайбар, расположенное на окраине кишлака Абран в Касанском районе на расстоянии 14 км от городища Шуллюктепа [364, с. 554]. Городище тянется на расстояние 1 км в длину при ширине 400 м в середине. В центре укрепленной части городища (110x80 м) находилась цитадель высотой 11 м. Здесь было раскопано более 10 колодцев, построенных из жженного кирпича в IX-Х вв., некоторые из которых используются до настоящего времени. Жизнь на городище продолжалась и после монгольского нашествия [364, с. 554]. Вблизи кишлака Абран у подножия Касантау находится еще одно средневековое городище - Абрантепа, которое функционировало в период с V в. до X в. н.э. [332, с. 38].

Селение Каджар -   упомянутое в сочинении ас-Сам'ани, сохранило свое название до сих пор. В настоящее время кишлак с этим названием находится на расстоянии 15 км от городища Шуллюктепа. На его западной окраине расположено крупное городище Каджартепа, состоящее из цитадели (90х80 м) и шахристана (580х300 м), окруженного крепостной стеной толщиной 4 м. Крепость была построена в III-IV вв. н.э., а вокруг него образовалось неукрепленное поселение, которое в VII-VIII вв. было окружено крепостными стенами. В IX-XII вв. поселение продолжало существовать на прежнем месте и накануне монгольского завоевания представляло собой небольшой торгово-ремесленный центр [332, с. 12-21].

Селение Баштан -  упомянутое в сочинении ас-Сам'ани также сохранило свое название до настоящего времени в форме Паштан и находится в 20 км от Карши. На расстоянии 1 км к западу от него расположено городище Каттакургантепа или Паштантепа, состоящее из цитадели (110х120 м) и шахристана (220х280 м). Обе части городища возникли одновременно в V-VI вв. н. э. и жизнь в них продолжалась до начала XIII в. К северу от шахристана находился рабад, на территории которого был найден колодец из жженого кирпича [364, с. 553].

Селению Бадйана -  или Тадйана -  упомянутому в сочинении ас-Сам'ани, может соответствовать существующий в настоящее время кишлак Фудина или Пудина, расположенный в Касанском районе. В нем сохранился архитектурный комплекс средневековых мавзолеев, известный как Хусам Ата, самые ранние из которых относятся к X в. [469, с. 98-99]. По местному преданию Хусам Ата был выходцем из Аравии и основателем этого селения. Возможно, что это селение было передано в период арабских завоеваний во владение одному из арабских военачальников или «амиров», который был здесь похоронен. В XVI в. к центральному мавзолею, который называется Хазрат-и Хустам Ата, была пристроена поминальная мечеть [469, с. 100].

Селение Наукад - , упомянутое в сочинении ас-Сам'ани, сохранило свое название в форме Наукат. В настоящее время кишлак с этим названием находится в 18 км от бывшего г. Ульяновска, к западу от Карши [760, с, 238]. В XII в. в области Насафа было два селения с названием Наукад - одно называлось Наукад Сава -   , а второе - Наукад Хурдахур . С названием селения Кармуджин - , упомянутым в сочинении ас-Сам'ани, можно сблизить название кишлака Каучин, расположенного в 20 км от Янги Нишана [760, с. 237].

Местоположение остальных селений, упомянутых ас-Сам'ани, можно определить пользуясь указаниями вакфных документов XV-XVI вв. Так, селение Мидждуван, согласно документам, находилось к востоку от канала Патеран и к югу от селения Нахшаб, т. е. в местности к юго-западу от средневекового Насафа [17, с. 325]. В XII в. ас-Сам'ани отмечает, что в его время это селение лежало в развалинах [70, л. 508 б]. Однако, в начале XIII в. Йакут упоминает его среди селений области Насафа [67, т. 4, с. 419]. Возможно, что его разрушение было связано с какими-то событиями, происходившими в первой половине XII в. Однако вскоре оно, по-видимому, вновь было заселено, поскольку упоминается уже в начале XIII в. и в документах XV-XVII вв.

Селение Варазан - , упомянутое ас-Сам'ани в документах XV в. называется также Джуйбар-и Барин - . Согласно этим документам, земли селения Варазан были расположены к югу от земель Хувандиза, т. е. в местности к северу от средневекового Насафа. Селение Вана - , упомянутое ас-Сам'ани, в документах XV в. называется Ванакат - . Оно находилось к западу от земель селения Хандиза, к югу от земель селения Фарандиза и к востоку от дороги, ведущей из Насафа в Хузар и Термез, т. е. в местности к юго-востоку от средневекового Насафа. Согласно ас-Сам'ани, в XII в. в этом селении был рабат [70, л. 586 а]. Селение Мудан - или Муван -  упомянутое в соченении ас-Сам'ани, согласно вакфным документам XV-XVI вв., находилось к западу от местности Баг-и Калан [17, с. 321].

Селение Йагни - , упомянутое в сочинении ас-Сам'ани, согласно вакфным документам XVI в. находилось в «тумане Насаф», т. е. в окрестностях средневекового Насафа, к северо-западу от Карши. К востоку от него находилось селение Фаргиджан, к югу от канала Джуй-и Хакк и к северу от земель селения Паштанак. Селение Фанкад - , упомянутое в сочинении ас-Сам'ани, по-видимому, находилось на одном из караванных путей, поскольку ас-Сам'ани отмечает, что он проходил через него, хотя не был в этом уверен [77, т. 9, с. 336].

В начале XIII в. перед самым монгольским нашествием Йакут упоминает в области Насафа крепость Хунийан- , которая была очень красивой, но ее жители пользовались дурной славой [67, т. 2, с. 500]. В документах XV-XVI вв. упоминается еще ряд топонимов, которые, судя по их названиям, относились к селениям, существовавшим в период раннего и развитого средневековья. К таким относятся Бийаз, Гунган, Дударан, Йазмудин, Йархуднан, Махас, Размаз, Рамиш, Патеран, Уманд, Хамджин, Хамийан, Чагаван, Хузира, Шаткан и др. К числу таких можно отнести и некоторые названия, из современной топонимики западной части долины Кашкадарьи, такие как Патран, Муглан, Камилан и др. 

Категория: Мои статьи | Добавил: Sultonbek (01.03.2013)
Просмотров: 517 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 23.01.2019, 14:22
Приветствую Вас Мехмон
Главная | Регистрация | Вход
Facebookдаги адрес
Меъморий обидалар
Ўзбеклар Уюшмаси
Сайт бўйлаб излаш
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2019
Сделать бесплатный сайт с uCoz