Осмонимиз ҳамиша мусаффо бўлсин!
 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

Историческая география Южного Согда и Тохаристана по арабоязычным источникам IX - начала XIII вв. Ш.С. Камалиддинов. 1.3 НАХШАБ

Глава 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ ЮЖНОГО СОГДА

1.3 НАХШАБ

Средневековый город Нахшаб -  с одноименной областью находился в Каршинском оазисе, в нижнем течении Кашкадарьи. Западная часть долины Кашкадарьи, где был расположен Каршинский оазис, по своим природно-климатическим условиям значительно отличается от восточной. Здесь, в нижнем течении реки, основную площадь долины занимают равнины и степи, куда вода Кашкадарьи поступает лишь в определенное время года, а летом высыхает. Поэтому, здесь с древней. ших времен вплоть до нашего времени наряду с земледелием всегда было развито и скотоводство, что определяло и особенности культуры населения этой области [332, с. 6; 738, с. 111].

Археологическими исследованиями установлено, что Кашкадарья с древнейших времен до начала XIII в. периодически впадала в Зарафшан, который, в свою очередь, в период половодья по сухому руслу Махандарьи впадал в Амударью [212, с. 17-21]. Еще в начале XX в. можно было проследить сухое русло Кашкадарьи, которое от Карши поворачивало на север и доходило до сухого озера Куль Маи, весной наполнявшегося водой [536, с. 16].

В настоящее время территория средневековой области Нахшаб или Насаф входит в состав Бахористанского, Каршинского, Мубарекского, Ншнанского, Усман-Юсуповского и бывшего Ульяновского районов Кашкадарьинской области Узбекистана. Дошедших до нас источников специально посвященных истории Насафа неизвестно. Поэтому большую ценность представляют сведения Абу Са'да ас-Сам'ани, который в XII в. провел в Насафе два месяца и приводах ценные сведения по исторической географии Насафа того времени. Кроме своих личных наблюдений ас-Сам'ани использовал в своем труде сведения из недошедшей до нас «Истории Насафа и Кеша» в двух томах известного историка XI в. из Насафа Абу-л-'Аббаса Джа'фара ибн Мухаммада ал-Мустагфири ан-Насафи (ум. в 432/1041 г. [70, л. 560 а], а также из недошедшей до нас «Китаб муфахарат ахл Насаф ва Кашш» (Книги о соперничестве жителей Насафа и Кеша») Абу-л-Хараса Асада ибн Хамдувайха ал-Варсини ан-Насафи (ум. в 315/927 г.) [70, л. 580 б]. Кроме того, некоторые сведения по исторической географии средневекового Насафа имеются в географических сочинениях арабоязычных авторов X в.

Сведения письменных источников по исторической географии средневекового Насафа исследованы в работах В. В. Бартольда [138] и Ле Стренджа [817]. Имеется специальная работа Л. А. Зимина [307], а также историко-археологические исследования М. Е. Массона [495] и С. Б. Луниной [429], посвященные исследованию исторической географии средневекового Насафа. Археологические исследования на территории средневековой области Насаф или Нахшаб проводили также С. К. Кабанов Б. Д. Кочнев, Р. X. Сулейманов, М. Туребеков, М. X. Исамиддинов, Л. Л. Букинич, К. С. Сабиров, Н. Ю. Нефедов, А. Анарбаев, В. А. Пырин, С. Н. Воробьева и др.

Древнейшим административным, экономическим и культурным центром области низовьев Кашкадарьи был город, остатками которого является городище Еркурган, расположенное на расстоянии 10 км к северо-западу от Карши, на полпути к Касану. Самые нижние археологические слои городища относятся к IX-VIII вв. до н.э., а в первых веках до н.э. здесь был крупный город, занимавший площадь около 150 га и существовавший до V-VI вв. н. э. Жизнь на территории городища частично продолжалась и позже вплоть до IX-X вв. [314 с. 228; 734, с. 537].

Город был окружен двумя рядами стен, (внутренняя из которых длиной около двух км была возведена в VI-V вв. до н. э. и окружала площадь около 40 га. Внешняя стена длиной 4,5 км была построена во II в. до н.э. и окружала всю площадь древнего города, т.е. около 150 га [735, с. 61-65]. Не исключено, что существовала еще более ранняя стена, окружавшая небольшое поселение, существовавшее на месте Еркургана в IX-VIII вв. до н.э. [315, с. 77].

Некоторые исследователи отождествляют городище Еркурган со столицей древней области Наутака античных источников [733, с. 513; 495, с. 9; 429, с. 14 и др.]. Другие локализуют в низовьях Кашкадарьи античную область Ксениппу, а городище Еркурган отождествляют с царским городом «басилея» тех же источников [332, с. 87; 645, с. 228 и др.], что представляется более вероятным. Возможно, что название Ксениппа сохранилось в реликтовом виде в названии города Касан, недалеко от которого расположено городище Еркурган. На медных монетах, имевших хождение в IV-VI вв. н.э. в долине Кашкадарьи, имеется согдийская надпись из двух слов, в чтении которой предлагалось несколько вариантов [329, с. 159]. Представляется более вероятной трактовка Э. В. Ртвеладзе, который читает ее как «Касанский великий царь» и воспроизводит это название от Касана - древнего названия области Ксениппа античных источников [616, с. 42].

Территория Касана начала обживаться с первых веков н, э., а в IV-V вв. поселение, существовавшее здесь, было окружено крепостной стеной [746, с. 469]. К этому, же времени относится упадок жизни на городище Еркурган. Возможно, что часть оставшихся жителей Еркургана после запустения своего города переселилась в соседнее поселение, на которое было перенесено и название покинутого города - Касан или Касен. Примечательно, что еще в начале XX в. жители Касана полагали, что на месте городища Еркурган в давние времена был «Старый Касан» [495, с. 19].

Таким образом, можно предположить, что город, существовавший на месте Еркургана, так же как и вся область, расположенная в нижнем течении Кашкадарьи, в древности назывался Касаном, а название Ксениппа было его калькой или искаженной формой, отраженной в древнегреческих источниках. В окончании «па» названия Ксениппа можно усмотреть искажение согдийского «аб», т. е. вода, Возможно, что канал, выведенный из Кашкадарьи и орошавший Еркурган в древности назывался Касанаб, т, е, река Касана.

Раннесредневековый Нахшаб впервые упоминается в исторических хрониках китайских династий. Согласно китайской хронике «Бейши (386-581 гг.5 правитель владения Нашеболо, т, е. Нахшаба, имел местопребывание в городе Боло [10, т. 2, с. 264]. В «Таншу» (618- 907 гг.) это владение называется Нашебо или Малое Шы, поскольку оно было в зависимости от соседнего владения Шы, т. е. Кеша [10, т. 2, с. 3161.

С. К. Кабанов отождествляет раннесредневековый город Нахшаб, т. е. Боло китайских источников, с городом Валаам византийских и Бахл Ароватин армянских источников, и считает, что этот город продолжал существовать на месте Еркургана [332, с. 251. По мнению М. Е. Массона, раннесредневековому городу Нахшаб соответствует крупное городище Кала-и Захок-и Марон, занимающее площадь около 250 га и расположенное на южной окраине г. Карши [495, с. 21]. С. Б. Лунина полагает, что в период раннего средневековья в нижнем течении Кашкадарьи существовали два крупных столичных города, разделенных расстоянием 20 км [429, с. 15]. Примечательно, что эти два города, т. е. Еркурган и Кала-и Захок-и Марон были построены почти одновременно в первых веках до н. э. и существовали параллельно до VI в. н. э., после чего Еркурган прекращает свое существование, а на городище Кала-и Захок-и Марон жизнь продолжается до арабского завоевания [746, с. 59-60].

Городище Кала-и Захок-и Марон было окружено тремя рядами мощных крепостных стен, которые были возведены в первых веках до н. э. и охватывали территорию около 225 га. В V в. стены города были фундаментально реконструированы и на всей территории городища жизнь продолжалась до VIII в. В IX-XII вв. была обжитой только его центральная часть [745, с. 68-74]. Следовательно, этот город продолжал частично существовать и в средние века и, возможно, упоминается в источниках в качестве селения. В вакфных документах XVI-XVII вв. упоминается селение Нахшаб в вилайете Насаф, которое находилось в местности к югу от средневекового Насафа [17, с. 3251. По-видимому, поселение на месте городища Кала-и Захок-и Марон в период развитого и позднего средневековья продолжало называться Нахшабом в отличие от Насафа, который находился к северо-западу от него.

По местному преданию, городище Кала-и Захок-и Марон было основано ахеменидским царем древнего Ирана Джамшидом и перестроено царем-узурпатором Зохаком.

Самые ранние археологические слой городища относятся к III-II вв. до н.э. Городище Еркурган, по местному преданию, также было основано царем Джамшидом, но его древнейшие археологические слои относятся к началу I тысячелетия до н. э. По мнению Э. В. Ртвеладзе, эти две легенды отражают процесс зарождения столичного центра области низовьев Кашкадарьи на месте Еркургана и его перемещения на место Кала-и Захок-и Марон [614, с. 51]. Относительно первой легенды, можно также предположить, что в ней отражен процесс строительства города Калаи-и Захок-и Марон в первых веках н.э., и фундаментальной реконструкции его стен в V в. н. э. [745, с. 68-74].

В VII-VIII вв. в Нахшабе выпускались медные монеты с изображением коня, С-образным знаком и портретом правителя с тюркскими чертами лица. Эти монеты стали выпускаться непосредственно вслед за монетами «Касанского царя». В начале VIII в. рядом с согдийскими надписями на них появлются арабские. Со второй половины VIII в. эти монеты стали называться фельсами [358, с. 195].

После арабского завоевания административным центром области становится город, расположенный на левом берегу Кашкадарьи, к северо-западу от Карши. В источниках его название приводится в двух формах: Нахшаб -  и Насаф - . Первое из них в средние века считалось старым названием города, а второе - возникшим вследствие арабизации. В единственной первоначальной форме Нахшаб город упоминается только у Наршахи [30, с. 93] и в «Худуд ал-'алам» [64, с. 114]. Несмотря на арабское влияние, название города сохранилось до наших дней именно в форме Нахшаб. Еще в начале XX в. это название носили одни из городских ворот Старого Карши [738, с. 111].

Средневековый Насаф состоял из трех частей - «кухандиза», «мадины» и «рабада», т. е. цитадели, шахристана и пригорода. Город был окружен крепостной стеной, в которой было четверо ворот: Бухарские, Самаркандские, Кешские и ворота Губдин [57, с. 325]. В X в. цитадель лежала в развалинах и был населен только обширный рабад, расположенный на возвышенностях по обоим берегам Кашкадарьи [74, с. 282]. «Дар ал-имара», т. е. Дом правления и тюрьма находились на берегу реки и местности по названию «Ра'с ал-кантара» -  - «Начало моста»; соборная мечеть находилась в рабаде, около ворот Губдин - , а городские базары были расположены между ней и Домом правления. Загородная мечеть для праздничных молитв - «ал-Мусалла», находилась внутри стен рабада около Бухарских ворот [58, с. 503].

Средневековому Насафу соответствует городище Шуллюктепа, расположенное на расстоянии 8 км к северо-западу от Карши на берегу Кашкадарьи [307, с. 212]. Основная его часть находится на левом берегу реки, но рабад имел продолжение и на правом берегу раки и тянулся почти до самых стен городища Еркурган. Название Шуллюктепа относится к высокой мощной цитадели, расположенной на левом берегу реки. Крепость Шуллюк упоминается в источниках начиная с XVIII в. [138, т. 1, с. 190].

Территория цитадели начинает обживаться в III - IV вв. н. э., а в V-VI вв. на ее месте был построен замок феодала, который впоследствии был превращен в цитадель города. В X в. эта крепость уже была заброшена и лежала в развалинах. В VI-VIII вв. к востоку от замка возникает крупное поселение, окруженное крепостной стеной с четырьмя воротами. В это же время начинает складываться и рабад, который в IX-X вв. уже был густо застроен и перешел на правый берег Кашкадарьи [362, с. 501]. Общая площадь городища Шуллюктепа составляет около 200 га [429, с. 22].

Городские ворота Насафа, упомянутые в источниках, легко отождествляются с остатками ворот на городище. Самаркандские ворота выходили на северо-восток, в сторону Джамского перевала, Бухарские - на северо-запад, в сторону Бухары, Кешские - на юго-восток, в сторону Кеша, и Губдинские - на юго-запад, в сторону Калифа и селения Губдин [495, с. 47].

Соборную мечеть Насафа в 219/834 г. построил суфийский шейх Абу 'Абдаррахман Му'аз ибн Йа'куб ал-Касани, родом из селения Касан. Рядом с ней он построил также рабат для суфиев и соорудил источник воды с местом для совершения омовений. Здесь же находился и его дом. Улица, на которой были расположены все эти сооружения, называлась именем этого шейха, а в XII в. она была известна как Сиккат аз-Зуххад - , т. е. Улица Отшельников. Абу С'ад ас-Сам'ани посещал могилу этого шейха и видел построенную им мечеть, которая в то время называлась Старой соборной мечетью [77, т. 10, с. 322]. Эта же соборная мечеть упоминается и в географических сочинениях арабоязычных авторов X в., которые локализуют ее около Губдинских ворот.

На расстоянии 130 м к югу от шахристана городища Шуллюктепа обнаружены остатки крупного монументального здания, которое, возможно, и было соборной мечетью. Однако, строительный материал этого сооружения датируется XII в. [364, с. 554]. Возможно, что это остатки второй соборной мечети, построенной в XII в. О существовании ее в XII в. указывают слова ас-Сам'ани, который называет мечеть на улице аз-Зуххад Старой соборной мечетью.

М. Е. Массон по ошибке локализовал соборную мечеть IX в. около Бухарских ворот [495, с. 47], где на самом деле находилась мечеть для праздничных молитв- «ал-Мусалла».

Кроме вышеупомянутых четырех ворот в Насафе ас-Сам'ани упоминает еще ворота ал-Максура -  [77, т. 1, с. 217]. Однако, в стене шахристана на городище Шуллюктепа имеются проемы всего для четырех ворот, как об этом свидетельствуют и источники X в. Следовательно, ворота ал-Максура должны соответствовать одним из этих ворот. Название «ал-Максура» позволяет предположить, что рядом с этими воротами находилась соборная мечеть. «Мансура» соборной мечети в крупных мусульманских городах часто служила местом производства суда и других функций государственной власти, а также местом хранения документов и государственной казны [138, т. 8, с. 352].

Воротам ал-Максура времени ас-Сам'ани могут соответствовать Губдинские ворота X в., около которых находилась соборная мечеть Насафа IX в. Однако эта «максура» могла находиться и в новой соборной мечети Насафа, построенной в XII в. к югу от шахристана на территории рабйда, т.е. около тех же Губдинских ворот. Возможно также, что существовала вторая крепостная стена, окружавшая часть рабада, недалеко от которой в XII в. могла находиться новая соборная мечеть.

Дом правления и тюрьма, упомянутые в источниках X в., локализуются на большой улице, отходившей от базарной площади на северо-восток к Самаркандским воротам. Эта улица прерывалась большим мостом через реку, около которого на расстоянии 100 м от обрывистого берега Кашкадарьи имеются развалины двух крупных зданий [495, с. 47], возможно, являющихся остатками Дома правления и городской тюрьмы средневекового Насафа.

В XII в. ас-Сам'ани, который провел в Насафе два месяца, упоминает в нем несколько кварталов и улиц. Так, он упоминает квартал Сиккат Байан - , в котором была мечеть IX в. [77, т. 2, с. 69], квартал Сиккат Джуйбар -  [77, т. 3, с. 381] и квартал Дарб ал-Вассаф -  [70, л. 504 б]. Первые два квартала, судя по наличию в составе их названий термина «сикка», т.е. городская улица, находились в пределах шахристана. Об этом свидетельствует также существование в одном из них мечети IX в., в которой обычно молился известный передатчик хадисов Абу 'Абдаллах Мухаммад ибн Исма'ил ал-Бухари, по-видимому, живший в этом квартале во время своего пребывания в Насафе [77, т. 2, с. 69].

Название Джуйбар говорит о том, что в этом квартале протекал главный городской оросительный канал. В документах XV-XVI вв. упоминается канал Джуйбар или Джуйбар Барин - , который протекал в местности к западу от канала Губдин, между ним и караванным путем, следовавшим из Бухары в Калиф [37, с. 277].

Квартал Дарб ал-Вассаф, очевидно, находился в рабаде, так как термин «дарб», т. е. ворота или пригородная улица, в средние века употреблялся, как правило, относительно к улицам, ведущим к воротам рабада [147, с. 2711. По мнению М. Е. Массона, улица Дарб-и Вассаф вела к воротам Вассаф, которые были устроены в XII в. в новой внешней стене, охватившей своим кольцом большую территорию, чем прежняя стена с четырьмя воротами [495, с. 381. О существовании такой стены есть прямое указание ас-Сам'ани. По его данным, в первой половине XI в. житель Насафа шейх Абу Наср Мухаммад ибн Йа'куб ас-Салами ан-Насафи построил в «стене рабада» Насафа «бурдж», т. е. башню, которая впоследствии называлась его именем - «Бурдж ас-Салами» - , т. е. Башня ас-Салами [77, т. 7, с. 210].

В Насафе ас-Сам'ани упоминает также улицу Джувик -  [77, т. 3, с. 384], улицу ас-Сага - , улица Ювелиров [77, т. 8, с. 28] и улицу Ку-и Шаргийан - , в которой жили выходцы из селения Шарг -  или Чарг -  расположенного на расстоянии 5 фарсахов от Бухары [77, т. 5, с. '313]. Все эти улицы, по-видимому, находились в шахристане, поскольку в составе их названий имеется термин «сикка», т.е. городская улица. Улица Ювелиров могла находиться где-то в районе городских базаров между соборной мечетью IX в. и Домом правления. Улица Шаргийан, по-видимому, находилась в районе северо-западных, т. е. Бухарских ворот шахристана. В ней, вероятно, жиля ремесленники и торговцы, переселившиеся в Насаф из области Бухары.

В Насафе ас-Сам'ани упоминает также Хан ал-Баззазин - , т. е. Хан торговцев тканями [77, т. 1, с. 217] и место наподобие «хана» по названию Джаубак -  [77, т. 3, с. 345]. По мнению В. В. Бартольда, термин «джаубак» в средние века употреблялся для обозначения небольших фруктовых базаров и «ханов», т.е. караван-сараев [138, т. 1, с. 194]. Оба «хана», так же как и улица Ювелиров, очевидно, находились у рыночной площади Насафа, где были сконцентрированы все городские базары. Хан торговцев тканями мог находиться в самом центре этой площади, где обычно в крупных городах всегда производилась торговля тканями [100, с. 72]. По археологическим данным, в шахристане средневекового Насафа был расположен также квартал керамистов, а квартал металлистов находился в рабаде, на расстоянии 50 м к северо-востоку от шахристана [362, с. 501].

Водоснабжение средневекового Насафа мало зависело от реки, которая, согласно источникам, в «определенное время года пересыхала и жители пользовались для орошения огородов водой колодцев» [57, с, 325; 58, с. 5031  Кашкадарья и в настоящее время около городища Шуллюктепа большую часть года безводна [495, с. 44]. Вода из реки проводилась в жилища по трубопроводам, состоявшим из так называемых «кубуров», т. е. лотков или специальных арыков из жженого кирпича с керамическим перекрытием. Один из таких водопроводов снабжал северо-западную часть рабада Насафа. Несколько кубурных линий обнаружено при раскопках в северо-восточной части рабада [100, с. 84-86].

На территории шахристана и рабада городища Шуллюктепа зафиксировано большое количество колодцев IX-X вв. [352, с. 501], что подтверждает сведения источников о важной роли колодцев в оросительной системе города. В заполнении одного из таких колодцев среди остатков различных овощей и фруктов найдены коробочки хлопка и хлопковое семя [364, с. 554]. Это свидетельствует о том, что уже тогда в Каргаинском оазисе выращивался хлопок, который обеспечивал сырьем местные ткацкие мастерские Насафа, а возможно, и экспортировался за пределы долины Кашкадарьи.

Кроме того, в средневековом Насафе широко применялись специальные канализационные сооружения, таг; называемые «ташнау», с поглощающими колодцами из жженых кирпичей, к которым с разных сторон из жилищ подводились водопроводные линии из керамических «кубуров». Несколько таких сливных устройств обнаружено в домах X в., расположенных в рабаде средневекового Насафа на правом берегу Кашкадарьи [100, с. 104- 105]. Примечательно, что в средневековом Насафе не только поглощающие колодцы, но и так называемые «бадрабы», т. е. помойные ямы, полностью облицовывались жженым кирпичей . Это было связано с тем, что рабад был расположен в сырой пойме Кашкадарьи и это обусловливало наличие прочных конструкций в подземных сооружениях [100, с. 107-108]. 

http://www.kroraina.com/casia/kamalid/kamal1_3.html

Категория: Мои статьи | Добавил: Sultonbek (01.03.2013)
Просмотров: 456 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 23.01.2019, 15:46
Приветствую Вас Мехмон
Главная | Регистрация | Вход
Facebookдаги адрес
Меъморий обидалар
Ўзбеклар Уюшмаси
Сайт бўйлаб излаш
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2019
Сделать бесплатный сайт с uCoz